Впрочем, за последние годы мы потихоньку привыкли платить за посещение врача – и не только ему в карман, но и вполне официально. Еще в 1996 г. постановлением правительства впервые был определен порядок предоставления платных медуслуг.
Но с тех пор многое изменилось. Сформировались страховые компании и понятие «добровольное медицинское страхование» (ДМС), изменились подходы в здравоохранении, появились новые виды услуг в виде высокотехнологичной медицинской помощи и общественные организации – пациентские, медицинские, объединяющие врачей.
С одной стороны, новые правила оказания медицинских услуг учитывают сегодняшние реалии. С другой стороны, вопросов не становится меньше. Они и стали темой круглого стола, который состоялся в Общественной палате РФ.
Вопрос первый: кто будет платить за медицинскую помощь
Геннадий Лопатенков, начальник отдела по работе с гражданами Управления организации защиты прав застрахованных граждан Территориального фонда ОМС Санкт-Петербурга:
– Я считаю, платные услуги – вынужденная мера, они должны постепенно исчезать и переходить в систему ДМС.
Ирина Ильченко, член экспертного совета Комиссии по контролю за реформой и модернизацией системы здравоохранения и демографии, доктор медицинских наук, профессор кафедры организации здравоохранения Первого МГМУ им. И. М. Сеченова:
– Опрос населения показал: почти половина опрошенных обращались за платными медуслугами. В основном это люди с высоким уровнем дохода и образования, чаще обращаются имеющие хронические заболевания и женщины. Причины обращения за платными медуслугами: выше качество, больше комфорта и сервиса. Причины отказа от них – непомерные цены. Почти треть опрошенных вынуждена отказываться от покупки дорогостоящих лекарств, каждый десятый – от консультации и диагностики.
Полностью удовлетворены платными услугами лишь 42%. При этом большинство готовы и дальше платить – за консультации, диагностику, прием на дому и без очереди.
Но самое тревожное – у пациентов нет возможности выбора. 34% опрошенных вынуждены пользоваться платными медуслугами, а среди людей старшего возраста, у которых проблем со здоровьем больше, – до 61%.
Сергей Дорофеев, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по охране здоровья граждан:
– Платные медуслуги появляются, потому что есть дефицит. Во‑первых, дефицит финансов со стороны программы госгарантий. Во‑вторых, дефицит врачей – их не хватает минимум 30%. А если невозможно к ним попасть в бюджетное учреждение, то этот дефицит перекрывается частными клиниками.
Вопрос второй: разделение платных и бесплатных медуслуг
Юрий Жулев, сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов:
– Старая проблема – разведение платных и бесплатных медуслуг – по-прежнему не решена. Но, когда томограф куплен на государственные деньги, медперсонал получает зарплату за счет программы госгарантий или из бюджета, развести эти потоки крайне сложно. Если государство не начнет это делать, мы будем сталкиваться с четким вытеснением госуслуг из медучреждений. Они будут все делать, чтобы пациент обратился за платными услугами.
Владимир Махов, член Общественной палаты Кемеровской области, кандидат медицинских наук:
– Государство не может себе позволить вывести платные услуги за стены госучреждений. В таком случае финансовые потоки должны быть разведены, для этого необходимо подготовить законы. И второй момент – оказание этих услуг должно быть разведено по времени и необходима жесткая норма приоритетности оказания именно бесплатных услуг.
Петр Кузенко, заместитель директора финансово‑экономического Департамента Министерства здравоохранения Российской Федерации:
– Два последних года идет процесс модернизации: капремонт в лечебных учреждениях, обучение и перепрофилизация врачей-специалистов. Насыщение системы здравоохранения деньгами позволит обеспечить госучреждения инвентарем, оборудованием, чтобы они были не хуже частных. Тогда будет равный выбор.
Вопрос третий: качество платной медицины
Владимир Слепак, член Общественной палаты Российской Федерации:
– По разным источникам, Россия занимает 120–127-е место по показателям здравоохранения. Первое место – по абсолютной убыли населения. Каждый третий диагноз ставится неверно, каждый пятый платный КДЦ ставит ложные диагнозы, чтобы нажиться на дорогостоящем лечении. На качество медпомощи в рамках ОМС (обязательное медицинское страхование. – Ред.) жалуется до 1 млн человек ежегодно. Это официальная статистика ОМС. Вы знаете о законе, разрешающем проверку бизнес-структур раз в 3 года и только после уведомления? А кто будет защищать права потребителя – пациента? Пациент имеет право на медуслугу надлежащего качества. Но никто не говорит, как определить это качество.
Что делать, если государство не выполняет свои функции? Объединяться добросовестным участникам рынка. Мы хотим лечиться у хороших врачей. Я бы ввел единую систему сертификации медицинских услуг, ввел бы единый реестр, где были собраны добросовестные врачи и платные медучреждения и пациент мог бы ими воспользоваться.
Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ:
– Понятие «качество медицинской помощи» требует серьезного разбирательства. Сейчас это своевременность, правильность методов и достижение результата. При такой формулировке пациент может добиться возврата денег за нее, врачи при такой формулировке не защищены. Врач обязан оказать помощь, но ему не обязаны заплатить, в этой цепочке слабое звено теперь не пациент, а врач.
Вопрос четвертый: откуда такие цены
Ирина Ильченко:
– Там, где услуги предоставляются под одной крышей, происходит выталкивание пациентов из сферы бесплатных в платные. Цены на услуги размыты и никак не прописаны. ДМС в нашей стране не получило развития: полисы реализуются в крупных городах, в регионах – реже.
Сергей Дорофеев:
– Медуслуга – это в данном случае рыночное понятие. Она даже подпадает под закон о защите прав потребителей. А раз это рынок, то должно происходить своеобразное ценообразование. Муниципалитет вправе сказать: цена не должна быть выше определенной, потому что он дотирует. Или законодательный орган субъекта не будет брать налог на прибыль, но тогда цену сделайте поменьше. Это забота о пациентах. Федеральный орган власти может поступить аналогичным образом. Но императивно регулировать цену – это неправильно. На рынке ведь хороший продукт стоит дорого, а плохой – дешево. И, к сожалению, закон, регулирующий все в бюджетных медучреждениях, говорит, что надо купить дешево, потому что, если ты купишь дорого и даже с благими помыслами – это неправильно. Вот где проблема.
Владимир Слепак:
– Здравоохранение, образование – это же все гослицензия. Но нет у меня информации, что платная клиника провела бесплатную операцию, помогла людям. Хотя это нормальная практика, если в платной клинике будут оказываться бесплатные медуслуги социально необеспеченным людям: многодетным семьям, потерявшим кормильца. Почему мы через гослицензию не можем уточнить формат социального государства?
Вопрос пятый: что можно вылечить бесплатно
Максим Мищенко, заместитель председателя Комиссии по контролю за реформой и модернизацией системы здравоохранения и демографии:
– Люди должны следить за своим здоровьем постоянно. Если человеку говорят «не кури», потому что он предрасположен к раку легких, а он не слушает… Мы будем его лечить, но он должен платить больше со своей зарплаты. Каждая сигарета должна по копеечке вкладываться в его будущее лечение. Те, кто пьет, курит, употребляет наркотики, – у них должен быть повышенный платеж.
Лариса Попович:
– В новом законе об ОМС застрахованы все – иностранцы, бомжи, те, кто никогда не платил налоги. И никак не определено, как застрахованный будет получать бесплатную медпомощь. Эта неопределенность приводит к необходимости балансировать на платных медуслугах. Как врач должен обсуждать с пациентом, входит – не входит эта услуга в госстандарт, слабо представляю. Нам нужно прописать, что входит в платные медуслуги – это первый, самый необходимый шаг. Отсутствие конкретики в платной помощи делает границу размытой.