Пытаясь ухаживать за больным самостоятельно, но не имея для этого ни опыта, ни знаний, мы можем усугубить его страдания, а заодно и подорвать собственные силы. Чаще всего в такой ситуации приходится искать профессионального помощника. Эксперты интернет-сервиса подбора домашнего персонала «Помогатель.ру» рассказывают, на какие качества важно обратить внимание при поисках сиделки.
Поскольку речь идет об уходе за близким человеком, нуждающемся в помощи, настройтесь на тщательные поиски. Постарайтесь распределить время так, чтобы провести с каждым соискателем не менее двух собеседований. Специалисты рекомендуют не полагаться на первое впечатление и встретиться с соискателем несколько раз в разных местах (и на нейтральной территории, и дома). Если у сиделки есть рекомендации, не поленитесь пообщаться с предыдущими нанимателями.
Какой должна быть сиделка? «Список требований внушительный, и мелочей в нем нет, — рассказывает гендиректор „Помогатель.ру“ Михаил Сорокин. — Каждое требование неизбежно тянет за собой последующее, и только все вместе они дают оптимальный результат. А на какие качества в первую очередь обращать внимание зависит от того, какие обязанности вы планируете возложить на работницу».
Естественно, зависит от этого и зарплата. Например, на сайте pomogatel.ru есть калькулятор, с помощью которого можно быстро определиться с расценками на услуги сиделок. Работницы с образованием и опытом, как правило, просят за свои услуги на 20% больше.
Иногда сиделка требуется пожилому человеку не столько по медицинским показаниям, сколько в качестве компаньона. По сути она выступает в роли приятельницы, которая общается с подопечным, везде сопровождает, помогает по дому, а заодно может и измерить давление, проследить за приемом лекарств и т. д. В этом случае акцент, скорее всего, смещается с дипломов и сертификатов на личные качества.
Если сиделка нужна для ухода за тяжелобольным, безусловно, важно, чтобы у нее было среднее медицинское образование, но не менее диплома важен и реальный опыт работы, например, медсестрой в больнице или хосписе.
Ведущую роль здесь играет такой фактор, как крепкая психика. Помимо того, что страдания больного человека сами по себе могут производить удручающее впечатление, сиделке, возможно, придется привыкнуть к некоторым особенностям характера своего подопечного. Нередко серьезно больные люди не осознают, что им изо всех сил пытаются помочь, и могут вести себя не лучше капризных младенцев. Психологи объясняют, что иногда «вместо больного говорит болезнь», и тогда он становится агрессивен, причем как раз с теми, кто пытается облегчить его страдания. Переносить такое много часов изо дня в день, да еще сохранять при этом спокойствие, бодрость духа и качественно выполнять работу под силу немногим.
Но крепкая психика сиделки вряд ли спасет ситуацию, если у нее не будет физической выносливости. Ведь помимо многочисленных гигиенических и медицинских процедур, кормления, прогулок и общения необходимо еще и содержать в чистоте помещение, а иногда и готовить особые диетические блюда.
Нередко опытная и энергичная сиделка приходит к вам в дом с девизом «я сама все знаю и без вас разберусь». Увы, это может оказаться «побочным эффектом» того, что работница уверенно чувствует себя в профессии. Обязательно дайте ей понять, что уважаете ее опыт, но ее задача — строго следовать предписаниям лечащего врача. Никакой самодеятельности!
Очень важное требование к сиделке — знание современных средств для ухода за пациентом (и, само собой, умение их применять). Об этом нужно расспросить потенциальную работницу на собеседовании самым подробным образом. Если сиделка из лучших побуждений попытается сэкономить на одноразовых простынях, урологических прокладках или специальных косметических средствах, используя по старинке жесткие клеенки, дешевое мыло и вазелин, она только навредит больному. В идеале она должна быть в курсе всех новшеств на этом рынке и, например, если подопечному не подходит один вид подгузников или у него аллергия на какую-нибудь мазь, сходу предложить несколько альтернативных вариантов.
Сразу обратите внимание на такие качества, как пунктуальность, собранность и аккуратность. Стоит задуматься, если сиделка опаздывает на собеседование или нечетко и сумбурно отвечает на вопросы, если в целом производит впечатление уставшей, невыспавшейся или рассеянной. Нередко работницы медицинских учреждений после дежурства ищут возможность подработать. Обязательно уточните этот момент. Если сиделка пришла к вам в дом после утомительной ночной смены в хирургическом отделении, ей физически сложно будет сконцентрироваться на выполнении своих обязанностей. Последствия недосыпа могут оказаться очень серьезными. Конечно, если вы приглашаете сиделку не на полный рабочий день, а всего на несколько часов, вы не вправе запретить ей работать где-то еще. Но убедиться в том, что работник, в принципе, в состоянии выполнять свои обязанности эффективно, ваше полное право.
Внешний вид и обаяние тоже имеют значение. Иногда сиделка одной своей улыбкой или просто звуком голоса может поднять больному настроение (а с ним и жизненно важные показатели). Факт остается фактом — сиделка может быть профессиональной, опытной, надежной и при этом совершенно не нравиться больному. Сердцу не прикажешь. Иногда из-за этого с работницей приходится расставаться.
И, наконец, нельзя забывать про умение найти эмоциональный контакт с подопечным. Если он будет установлен (при соблюдении вышеназванных пунктов), считайте, что с сиделкой вам крупно повезло. Потерявшему речь, беспомощному и в состоянии спутанного сознания больному жизненно важно быть понятым. Настоящая сиделка не просто механически выполняет свою работу, но и пытается услышать своего подопечного, без слов понимает, а иногда и предугадывает, что ему нужно.