К этому времени население уже получило от Муссолини живительный пинок к здоровому образу жизни в виде принудительных занятий спортом для детей, спортивных кружков и секций для взрослых, а также большого количества домов отдыха и лагерей на побережьях страны, где дети и взрослые отдыхали практически бесплатно. Одновременно была создана и система государственного медстрахования. Она хромала на обе ноги, но тем не менее просуществовала несколько десятилетий.
Все граждане равны?
Основным дефектом старой системы являлось то, что действовала она не для всех граждан государства, а только для определенных категорий и даже только для представителей отдельных профессий. Собственно, и системой это назвать было сложно, поскольку сельхозработниками занималась одна небольшая организация, лесниками другая, пенсионерами третья и так далее. Расценки на одни и те же медуслуги и страховку для торговцев и, скажем, ремесленников сильно различались без особых на то причин, не говоря уже о том, что безработные и частично занятые (то есть большинство женщин) оставались и вовсе за бортом. Хаос при этом царил феноменальный: мелкие здравоохранительные организации действовали каждая сама по себе, поэтому, когда в один прекрасный день Минздрав решил устроить проверку и пересчитать всех пациентов, выяснилось, что общее число граждан, обслуживавшихся в этих организациях, превышает население Италии на 16 миллионов человек! При таких раскладах реформы было не миновать.
Новая метла
В 1978 году правительство создало Национальную службу здравоохранения Италии (НСЗ), объединив под ее эгидой Минздрав, региональные службы здравоохранения и некоторые другие органы, имеющие то или иное отношение к медицине, как то: Государственный институт санитарии, Национальный совет по здравоохранению и еще полдюжины подобных структур.
Собрав все силы в один кулак, государство получило возможность заботиться о своих гражданах на всех уровнях, независимо от их занятости и социального положения, поскольку главной стала идея о бесплатном (ну, или почти бесплатном) медобслуживании для всех рядовых итальянцев. И не только итальянцев: сегодня этими благами в Италии могут пользоваться и иностранные члены семей итальянских граждан, и студенты, приехавшие на учебу, и туристы, а также любые залетные граждане стран членов Европейского Сообщества, обладающие страховкой своей страны.
Откуда деньги?
Откуда же взять деньги для этого счастья для всех?
В первую очередь, разумеется, из налогов. Работодатель платит налог на физических лиц, то есть служащих, а индивидуальные предприниматели платят этот налог сами за себя, также регулярно производя соответствующие отчисления.
Часть финансовых вливаний в Национальный фонд здравоохранения приходит от доходов различных медорганизаций, еще часть финансируется регионами, находящимися на особом положении (их в Италии пять). Но основная масса – это госдотации.
97,95% всех государственных отчислений на медицину распределяются таким образом:
5% идут на профилактику заболеваний и соцрекламу в этой области. Итальянский Минздрав делает упор именно на лечение, а не на предупреждение заболеваний.
45% дотаций посвящается содержанию больниц и пациентов во время их стационарного лечения. Роддома являются частью больниц, а не отдельными структурами, и в них совершенно бесплатно предусмотрено все, что душе угодно: от присутствия отца на родах до отдельных оснащенных душем и несколькими биде санузлов.
50% государственных отчислений приходится на содержание всех остальных медучреждений: женских консультаций, центров вакцинации населения, местных управлений здравоохранения и их филиалов, а также функционирующих автономно участковых врачей.
«Скорая» в Италии – самостоятельная структура, которая базируется на волонтерстве и финансируется в большинстве случаев частно. Например, одна из машин «скорой» в городе, где родился великий итальянский велогонщик Марко Пантани, была преподнесена местной больнице официальным фан-клубом Пантани.
Семейные врачи и педиатры
Поликлиник в российском понимании в Италии не существует. Врачи-специалисты принимают непосредственно в больницах и медцентрах. Это касается и детского медобслуживания, что вызывает определенные проблемы, поскольку не при каждой городской больнице имеется педиатрическое отделение. Порой родителям в случае экстренной необходимости приходится изрядно покататься, пока их отфутболивают из одной больницы в другую.
Но это касается специалистов. Участковые же врачи – и терапевты, и педиатры – принимают в так называемых студиях. Студия представляет из себя врачебный кабинет, расположенный в обычном жилом доме и состоящий из одного-двух приемных помещений плюс комнаты ожидания. Любой семейный врач получает от государства 38 евро в год за каждого пациента, причем количество пациентов лимитируется, больше полутора тысяч человек набирать запрещено.
Семейный врач, правда, не сам набирает себе пациентов. Наоборот: граждане после регистрации по месту жительства получают возможность выбрать себе терапевта из списка практикующих врачей конкретного района. Если выбранный врач не нравится, его можно сменить на другого. Правда, на действительно хороших терапевтов и педиатров всегда большой спрос, а количество мест, как мы уже знаем, ограничено.
Многие итальянцы занимаются самолечением, а к участковым ходят исключительно за рецептами или направлениями к специалистам: в Италии к ним невозможно попасть в обход семейного врача.
Об этом мы подумаем завтра
В итальянском здравоохранении имеется множество проблем, связанных с постоянным ростом цен, общей неорганизованностью как врачей, так и пациентов, и бесконечной бюрократией. Например, притча во языцех сегодня – это очереди в приемных покоях итальянских больниц. Были случаи, когда пациенты ожидали, когда их осмотрят, по десять часов. Однажды разразился скандал, когда в Милане в две разные больницы с одной и той же проблемой обратились рядовая пожилая итальянка и жена одного политика. Высокопоставленную супругу тут же приняли и осмотрели, рядовая же итальянка после нескольких часов ожидания скончалась прямо на стуле приемного отделения. Эта история имела широкий резонанс, народ возмущался, но… никаких улучшений в системе здравоохранения замечено не было.
Медицина идет вперед, прогресс в лечении многих заболеваний налицо, но проблем от этого меньше не становится, поскольку неплохая, по сути, государственная система итальянского здравоохранения имеет слабые места и требует основательного пересмотра.