Каждый год онкологические заболевания уносят тысячи жизней россиян. Но, несмотря на опасность заболеть раком, многие курят, едят продукты, содержащие опасные для здоровья добавки, ведут беспорядочную половую жизнь, тем самым ставя себя под угрозу.
И хотя сегодня многие врачи придерживаются позиции, что рак – это не приговор, а диагноз, и часто все зависит от самого пациента и его желания выздороветь, не стоит забывать о банальных мерах предосторожности.
О том, как не попасть в группу риска, какие новые достижения есть в борьбе с онкологическими заболеваниями, как психологически помочь человеку с диагнозом рак и многом другом, рассказывает главный специалист-онколог г. Москвы Анатолий Нахимович Махсон.
«АиФ»: - Существует ли «генетический» рак, который передается из поколения в поколение?
Анатолий Махсон: - Генетический рак есть, но его очень немного, пока известно, что рак молочной железы, если имеются мутации генов BRK1 и BRK2, возникает практически в 95% случаев. По генетическому раку желудка пока таких данных нет, он не подтвержден. Но дело в том, что заболеваемость всегда связана не только с генетикой, но и с общими защитными силами организма. Может быть, в семье генетически ослаблены иммунные силы организма, в таких случаях опухоль может возникать чаще, чем у других, но это не значит, что она обязательно возникнет. В таких случаях нужно просто наблюдаться. Если говорить о раке желудка, то после 45 лет один раз в год надо делать гастроскопию. Например, в Японии эта система налажена. Для сравнения, в Японии выявляется 62% ранних раков желудка, в Соединенных Штатах – 10-15%, а у нас – меньше 1%.
Рак – от стресса?
«АиФ»: - Может ли рак вызвать перенесённый сильный стресс?
А.М.: - Сильный стресс может повлиять, ослабив защитные силы. Теория рака такова: есть вредные вещества, которые вызывают мутацию клетки, а кроме этого, в организме есть целая система защитных сил, которая все инородное уничтожает. Поэтому, с одной стороны, есть факторы, которые устранить сложно, с другой стороны, стресс может влиять на иммунную систему и тем самым способствовать развитию опухоли, то есть организм ослаб, не заметил мутированную клетку, начался рост опухоли.
«АиФ»: - Как часто человек должен проходить какие-то обследования для того, чтобы потом не было слишком поздно?
А.М.: - Считается, что после 45 лет нужно каждый год проходить обследование. Средний возраст возникновения злокачественных опухолей, хотя рак сейчас молодеет, это 55-56 лет. Поэтому после 45 лет надо регулярно проверяться. Женщинам рекомендуется маммография и осмотр гинеколога, мужчинам – гастроскопия, рентген желудка, рентген легких, опухоли прямой кишки. К сожалению, кроме профилактического осмотра еще никто ничего не придумал.
«АиФ»: - Существует ли какой-либо общий тест или вид обследования крови для обнаружения рака на ранних стадиях?
А.М.: - При каждой ситуации применяются свои методы обследования. К сожалению, какого-то простого общего теста, который бы показал наличие опухоли, нет. Отдельные маркеры есть, которые сейчас применяются для раннего выявления, например, ПСА – пространственно-специфический антиген можно выявить у мужчин, он позволяет заподозрить опухоль. Обследование зависит от того, что вы смотрите. На ранних стадиях компьютерная томография не делается, потому что надо знать, КТ чего именно нужно сделать. КТ всего тела – это нереально, это же рентгеновское исследование.
«АиФ»: - Сейчас на телевидении ходит много разговоров о том, что еда, к примеру, рыба или брокколи, способна предотвратить развитие рака. Как Вы считаете, насколько сильное влияние оказывает диета на развитие рака в организме?
А.М.: - Конечно, диета – это крайне важно. Защитные силы организма напрямую зависят от обмена веществ и прочих показателей. Если вы едите здоровую пищу, если в ней нет никаких примесей, модифицированных продуктов, то у вас и нет ожирения, организм крепче, иммунная система, которая следит за порядком, сильнее и лучше справляется с уничтожением мутированных клеток. Не думаю, что какие-то определенные продукты помогают справиться с раком. Японцы, например, едят почти одну рыбу, а у них рак желудка на 1 месте в мире, другое дело, что они его рано выявляют и хорошо лечат. Нельзя сказать, что один продукт может победить рак.
Прививка от рака
«АиФ»: - Как Вы относитесь к прививке от рака шейки матки? Есть мнение, что это не более чем нагнетание интереса людей вокруг проблемы в коммерческих интересах компаний, и что такая прививка не помогает, а только вредит.
А.М.: - Сейчас уже доказано, что на развитие рака шейки матки влияет вирус папилломы человека, который бывает у женщин. Теоретически предполагается, что если его не будет, то заболеваемость раком шейки матки снизится, но прививку надо делать до того, как вирус появился, это значит надо прививать молодых женщин, девочек. А насколько это будет эффективно, станет известно лет через 15-20.
Профилактика
«АиФ»: - Какие профилактические мероприятия необходимо делать в повседневной жизни, чтобы уменьшить возможность заболевания?
А.М.: - Мы уже коснулись всего, что укрепляет организм. Нормальная физическая нагрузка, нормальное питание, желательно избегать стрессов, хотя это маловероятно. У женщин – это своевременное рождение детей, беременность и кормление снижает риск заболевания раком молочной железы. Опухоли молочной железы связаны с функцией яичников, поэтому все, что ухудшает функцию яичников: частые прерывания беременности, воспалительные процессы, может способствовать заболеваниям молочных желез.
«АиФ»: - Вы сказали «своевременное» рождение детей. А своевременно - это когда?
А.М.: - Ну, не в 50 лет, лучше до 30 лет. В питании, кстати, надо обратить внимание на умеренность. Избыточный вес, диабет – это неблагоприятные факторы.
Рак – не эпидемия
«АиФ»: - Не считаете ли Вы, что количество смертей от онкологии в нашей стране превысило все возможные пределы и это уже похоже на эпидемию?
А.М.: - Во всем мире, не только у нас, злокачественные опухоли стоят на 2 месте по смертности. Если говорить о заболеваемости, то в России она меньше, чем в Соединенных Штатах. У нас примерно 360 на 100 тысяч населения, в США 490 на 100 тысяч населения. В России 513 тысяч человек ежегодно заболевают злокачественными опухолями. Это данные по 2010 году. 290 тысяч человек умирают. Сейчас эта цифра приближается к 50% в США, у нас немного меньше. Связано это с запущенностью, у нас значительно больше поздних форм опухоли. В Москве достаточно маммографов, можно бесплатно делать маммографию, но это не пользуется большой популярностью, потому что еще должна вестись просветительская работа, надо об этом говорить, надо, чтобы женщины знали. Потому что сейчас, если опухоль выявляется в 1 стадии, 95% вылечивается, со 2 стадией – 70-80%, а 4 степени – хорошо, если будет 15-20%.
Это не эпидемия, рак – не заразное заболевание и не передается контактным путем. Сейчас очень бурно развиваются исследования по новым препаратам. Каждый год появляются серии новых лекарств. Если раньше была только химиотерапия, то сейчас появились так называемые таргетные препараты, которые действуют на конкретную мишень в клетке, они блокируют процесс, который помогает размножаться опухолевой клетке, или фермент, или рецептор. Они значительно эффективнее, но и очень дорогостоящие.
«АиФ»: - А насколько дорогостоящие? То есть не каждый может себе позволить?
А.М.: - Далеко не каждый. Бывает, что полный цикл лечения стоит 1 миллион 200 тысяч рублей. Есть препараты, которые стоят 100-200 тысяч на месяц, а лечиться нужно 4-6 месяцев.
В связи с модернизацией здравоохранения на лечение онкологии в Москве выделили дополнительные деньги. Я не могу сказать, что все обеспечены дорогостоящими препаратами, но ситуация значительно улучшается, практически весь спектр препаратов есть, но, естественно, мы не можем сравниться по частоте назначения, скажем, с теми же Соединенными Штатами. В США бюджет здравоохранения 2 триллиона долларов, но в самых тяжелых случаях по показаниям мы применяем практически все препараты.