Именно через него мы получаем так называемые первочувства и первознания (первое ощущение, приходящее на ум при упоминании чего бы то ни было). Сегодня мы поговорим об этом подробнее.
Обострённое обоняние
Начнем с мира запахов. В носовой полости человека находится особая ткань — обонятельный эпителий. Он первым воспринимает информацию о запахе и затем передает её основному органу — обонятельной луковице, самому древнему участку головного мозга. Это подобно хвостику, за который человека легко привязать к чему угодно. Такое часто происходит с мужчинами, которые среди множества запахов безошибочно узнают аромат своей возлюбленной — её духов, кожи, волос. Известно, что некоторые коммерческие фирмы пропитывали летним запахом зимний товар, и люди раскупали ненужные им летом вещи. В храмах прихожан умиротворяет запах свечей и ладана. Без запахов не обходятся в своих ритуалах маги, шаманы и колдуны.
Можно вспомнить героя романа Патрика Зюскинда «Парфюмер» — великого и ужасного Гренуя, который в мире запахов был богом. Книга до сих пор (и тем более после экранизации) числится в списке бестселлеров, и одна из причин этого состоит в том, что в мировой литературе нет аналогов такого гениального художественного исследования ведущего чувства.
С книжных страниц перенесемся в реальность, в начало двадцатого века, хотя и эта жизнь вполне могла бы послужить сюжетом не одного романа. Мария Игнатьевна Закревская-Бенкендорф-Будберг, или, как её звали друзья, Мура, была легендарной женщиной своего времени, музой и помощницей многих великих людей. Все, кто ее видел и с ней общался, единодушно признавались, что Мура дьявольски обаятельна. Жертвами ее чар стали и Фрейд, и Ницше, и Рильке. А ещё Чуковский, и даже такие суровые мужчины, как руководители ЧК Петерс и Ягода. Шепотом поговаривали, что этого не избежал сам Сталин. Ею были околдованы Максим Горький и Герберт Уэллс. К моменту встречи с Уэллсом она успела дважды побывать замужем, не говоря об остальных её романах. Но последние 13 лет жизни Уэллса (а умер он почти в 80 лет) Мура находилась рядом с ним.
Секрет раскрывался просто. В 1934 году английский писатель Сомерсет Моэм довольно ревниво спросил Муру, как она может любить Уэллса, этого толстого вспыльчивого старика. Она ответила: «Вы ничего не понимаете. Его невозможно не любить — он пахнет мёдом».
Ритм, дарящий силы
В нашей памяти хранится любимый запах, на который мы уже испытывали в жизни максимальный отклик. Это как некий первичный импульс, ведущий ритм в мире обонятельных ощущений, и логика этого ритма определяет многие наши действия, часто подсознательно, совсем незаметно для нас. В современной науке — психологии, медицине — часто занимаются лишь следствиями первопричин, и не так много тех, кто идет к реальным истокам.
Например, в Институте ритмологии Евдокии Марченко (ИРЛЕМ) занимаются изучением именно логики ритмов, которые управляют жизнью человека, общества, Вселенной. И это не какая-то абстракция, а то, что можно буквально применить даже к тому, как и чем мы дышим.
Обычно наш первозапах идёт из детства, но мы его не помним и не осознаем. Его можно оживить, стимулируя свой мозг целенаправленными вопросами. Легко ли вы отличите по запаху апельсин от лимона? Полынь от хризантемы? Красную розу от белой? Какой для вас «запах весны», «запах влюбленности», «запах горя», «запах приключения»? Чем пахнет книга, стол, вода?
А ещё можно прожить целый день, с момента пробуждения, концентрируя внимание только на обонянии. Проснуться и, не открывая глаз, втянуть ноздрями воздух, а потом все время наблюдать и осознавать все окружающие запахи. Очень увлекательно и полезно. Так тренировались японские наемники ниндзя, и если даже вас не ждёт в будущем какая-то опасная и невыполнимая миссия, вы, как минимум, откроете для себя дополнительный мир. Определив личный первозапах, вы сможете в любой момент оживить его в памяти и получить импульс своего ритма.