«Пока гром не грянет, мужик не перекрестится» – по такому принципу обращаются к врачам большинство россиян. Но есть ситуации, когда подобная тактика неприемлема. И смертельно опасна. Речь об остром нарушении мозгового кровообращения – инсульте, который только в нашей стране ежегодно настигает более 500 тысяч человек.
Слово – нашему эксперту, врачу-ангионеврологу, доктору медицинских наук, руководителю службы «СТОП-Инсульт» ЦЭЛТ Евгению Широкову.
Скрытая угроза
Для России, как, впрочем, и для многих других (в том числе и экономически развитых) стран, инсульт – настоящее бедствие. Медицинская статистика впечатляет: среди больных, госпитализированных с острыми заболеваниями сердечно-сосудистой системы, пациентов с инсультом стало почти в 2 раза больше, чем с инфарктом миокарда.
Ни в какое сравнение с последним не идут и последствия острого нарушения мозгового кровообращения. В течение первого года после атаки инсульта умирают примерно 40% больных, а из тех, кто выжил, около 80% остаются инвалидами. Подчас с тяжелыми параличами, нарушениями координации, речи.
У каждого из пострадавших – свой сценарий развития острого нарушения мозгового кровообращения, но одна общая закономерность здесь все же прослеживается: мозговая катастрофа случилась у них внезапно, на фоне длительного существования патологических процессов, о которых большинство из них даже не подозревали.
При этом инсульт молодеет с каждым годом. В неврологических стационарах до 30% больных с острым нарушением мозгового кровообращения составляют люди самого трудоспособного возраста, не достигшие 50 лет.
До атаки или после?
Ситуация осложняется тем, что первичной профилактикой инсульта у нас в стране никто не занимается. Все силы и средства отечественного здравоохранения уходят на оказание неотложной помощи больным с уже состоявшимся острым нарушением мозгового кровообращения и профилактику инсульта повторного.
– Получается парадоксальная ситуация, – считает профессор Широков. – Вместо того чтобы не допустить первой атаки инсульта, у нас спохватываются лишь тогда, когда мозговая катастрофа уже произошла, вызвав необратимые изменения, а то и гибель отдельных участков головного мозга.
Да и затраты, которые уходят на лечение уже состоявшегося и предотвращение вторичного инсульта несопоставимы с теми, что необходимы для профилактики этого смертельно опасного заболевания.
Результатом подобных размышлений стала созданная Евгением Алексеевичем уникальная диагностическая программа предотвращения сосудистых катастроф, на базе которой и была создана первая в России специализированная междисциплинарная служба «СТОП-Инсульт», через которую за восемь лет ее существования прошли шесть с половиной тысяч человек.
Квартет риска
Риск острого нарушения мозгового кровообращения профессор Широков и его коллеги оценивают по четырем, наиболее значимым для развития инсульта параметрам: наличию артериальной гипертензии, сердечной аритмии, сужения (либо закупорки) сонных артерий и гиперкоагуляции крови (склонности к внутрисосудистому тромбообразованию). Благо, в многопрофильной клинике ЦЭЛТ созданы все условия для оперативной и точной диагностики изменений со стороны сердца, крови и сосудов: ЭКГ, суточное мониторирование артериального давления с помощью специального портативного прибора – холтера, УЗИ-сканирование сонных артерий, лабораторный анализ свертывающих свойств крови и т.д. Все эти исследования здесь можно пройти за один-два дня.
– Существует несколько способов оценки вероятности заболевания, – вводит в курс дела Евгений Алексеевич. – Наиболее надежный – статистический. Известно, что каждый год 5–7% гипертоников и 5% больных с нарушениями ритма сердца переносят инсульт. Выраженные атеросклеротические поражения сонных артерий (стенозы) приносят еще 5–7% инсультов в год. Нельзя сбрасывать со счетов и возраст больного. После пятидесяти каждое десятилетие жизни увеличивает вероятность инсульта вдвое. А если инсульт был у кого-либо из предков – еще вдвое. Таким образом, если условно взять человека старше 50 лет с «отягощенной» наследственностью, гипертонией и нарушениями в работе сердца, то вероятность получить инсульт для него приближается к 50%. Наша задача – эту ситуацию исправить: своевременной коррекцией образа жизни и, если это необходимо, адекватной лекарственной терапией. Наш опыт показывает, что благодаря этим мероприятиям, вероятность инсульта можно снизить на 80%!
Качественная жизнь – до конца
Пациенты профессора Широкова по достоинству оценили работу возглавляемой им службы. Среди них процентов двадцать – это люди от 40 до 50 лет. Пройти обследование их заставили собственные неприятные ощущения или потрясение, которое они испытали после смерти сраженного инсультом близкого человека. Остальным завсегдатаям службы «СТОП-инсульт» – за 60 лет, что у сотрудников службы вызывает самые положительные эмоции.
– В районных поликлиниках к этим людям возмутительно невнимательное отношение, – считает Евгений Алексеевич. – Их постоянно заставляют смотреть в паспорт: мол, пожили уже, нечего на болячки жаловаться… У меня и моих коллег такое положение дел ничего, кроме возмущения, не вызывает: наши пенсионеры имеют полное право дожить свою жизнь качественно, не будучи прикованными к инвалидному креслу. И мы это право им с удовольствием предоставляем.
В том, что рано или поздно подобная служба должна появиться в каждой поликлинике, наш эксперт не сомневается. Для нашей страны – это жизненно необходимый шаг.
Кстати
Россия занимает 2-е место в мире по количеству инсультов. На первом месте – Болгария, на третьем – Китай. В России в последние годы рост заболеваемости инсультом в 5 раз выше, чем, например, в США. Только в Москве каждый день инсульт случается у 80–120 человек.
Проверь себя
Если вам больше 45 лет, если у вас периодически повышается артериальное давление (выше 140/90), если у вас отмечаются перебои в работе сердца, если вы страдаете частыми головными болями, то вам пора обратиться к врачу. К другим тревожным звоночкам, которые могут свидетельствовать о возможном нарушении мозгового кровообращения, относятся:
>> кратковременные затруднения речи, зрения;
>> внезапная, временная слабость или онемение руки или ноги;
>> двоение в глазах;
>> временное головокружение или потеря равновесия.