В трагедии с чемпионкой России по стрельбе Натальей Романовой мало кто не назначен виновным. Но о некоторых деталях этой истории стоит задуматься каждому. Спортсменка скончалась 21 января от тяжёлой формы геморрагической лихорадки с почечным синдромом (ГЛПС). Болезнь встречается не только в России, но вакцину от неё никто не разрабатывал. Излечение во многом зависит от иммунитета. Погибает 8% заболевших...
Стечение обстоятельств
Страшный недуг, поражающий почки и сосуды, разносят мыши и крысы: человек заражается, вдыхая пыль с их высохшими испражнениями. Самая действенная профилактика (не считая истребления грызунов) — регулярная влажная уборка. Но, оказывается, мы — не самая чистоплотная страна и сами ставим себя под страшнейшую угрозу.
Будь окружающие и сама спортсменка внимательнее к себе, заставь врачей сразу взять у неё анализ крови (а это право любого россиянина!), всё могло обернуться иначе. Сегодня не сказать, когда заболела Наталья: инкубационный период ГЛПС может составлять от нескольких дней до двух месяцев!
Острая стадия у Натальи началась за несколько дней до 9 января, когда она впервые поставила врача сборной в известность о своей высокой температуре — 39,5. Врачи «скорой помощи» поставили диагноз «ОРВИ». Только в ночь с 11 на 12 января участковый врач определил острый пиелонефрит. Геморрагическую лихорадку определили лишь 14 января, а девушка впала в кому и 21 января скончалась от острой почечной недостаточности.
Заразная действительность
За два месяца до этого спортсменка ездила к родным мужа в Краснодарский край. Затем в Ижевске принимала участие в Кубке России по пулевой стрельбе (28 ноября — 2 декабря). По справке Роспотребнадзора, в это время заболеваемость ГЛПС в Удмуртии — одна из самых высоких по стране.
Далее — сборы в Липецкой области (село Конь-Колодезь), где Стрелковый союз России построил стрелково-спортивный комплекс. Спортсмены жили в гостинице «Самолёт» — ближайшей к центру подготовки. На неё впоследствии и пали подозрения эпидемиологов. Однако согласно документам всё того же Роспотребнадзора, там и мышей-то не водилось, и вспышек ГЛПС не было...
— Когда мероприятия проходят на стрелково-спортивной базе в Конь-Колодезе, наши спортсмены, их тренеры и врачи живут в этой гостинице. И так с 2005 года, — рассказала Анна Лещикова, исполнительный директор ССР. — Неужели за столько лет никто бы не пожаловался на антисанитарию? Тем более руководство Стрелкового союза — мы все легкодоступны. К слову, в селе всего 2 гостиницы, и пару раз спортсменов размещали во второй, но по ней было очень много нареканий, в основном связанных с качеством питания, поэтому снова вернулись в «Самолёт». К нашим ребятам здесь очень хорошо относятся, идут навстречу любым пожеланиям.
На соревнования в Подмосковье
Жила Наталья в Химках — по документам того же Роспотребнадзора, ситуация с истреблением грызунов там тоже не совсем благополучная... Разворачивайся действие этой трагедии не в суровой российской действительности, а в сериале «Доктор Хаус», помощники гениального диагноста взяли бы анализы не только в гостиницах и квартире, но и проследили маршруты и способы её перемещений. Представляете, сколько заразы может быть в простом автобусе, маршрутном такси? А как часто делают влажную уборку в поездах? Один только Московский метрополитен — место повышенной эпидемиологической опасности!
Но мы с вами — не в сериале, а в жизни. Которая очень опасна и заразна. Вопрос, который надо поставить перед собой после трагедии с Натальей Романовой: «А что я сделал, чтобы защитить своё здоровье?» Чтобы уберечь себя и своих детей в мире, где каждый вдох может быть смертельно опасным?
Кто-то назовёт это сгущением красок, кто-то, может быть, перестанет посмеиваться над японцами с повязками на лицах.
Или хотя бы будет мыть дома полы в два раза чаще, а не пытаться найти того, кто больше всех виноват в этой истории.
Заболеваемость ГЛПС в России в 2009 г.
• Российская Федерация — 6,38.
• Республика Башкортостан — 80,38.
• Удмуртская Республика — 55,82.
• Республика Татарстан — 31,37.
• Республика Марий Эл — 20,71.
• Республика Мордовия — 17,54.
*Показатель заболеваний на 100 тыс. населения