Таким больным нужны общение, внимание, чуткость и забота близких. Если они их получают, болезнь прогрессирует не так быстро, как могла бы. Также для них создают специальные реабилитационные группы в центрах ментального (психического) здоровья (государственных и частных), в которых проводятся занятия по особым методикам, помогающим максимально долго сохранить умственные функции мозга, память и интеллектуальные способности.
Вершина айсберга
Испания входит в первую пятерку европейских стран с наибольшим числом случаев болезни Альцгеймера. Если средний показатель по Европе составляет 1,27% всего населения, то в Испании, Франции и Германии – это 1,36% (показатели среди населения старше 65 лет выше). На первом месте в этом печальном списке Италия (1,55%), на втором – Швеция (1,54%). Согласно исследованиям наименьший уровень распространения болезни Альцгеймера на европейском континенте в Польше (0,92%), Словении (1,09%) и Португалии (1,23%).
В Испании этим дегенеративным психическим заболеванием, согласно данным Мадридской федерации пациентов с болезнью Альцгеймера и их родственников, страдают порядка 800 тысяч пожилых людей в стране, из которых 77% составляют женщины и 13% – мужчины (это заболевание у женщин встречается чаще, чем у мужчин).
К сожалению, реальное число заболевших больше. Как и во многих других странах, в Испании нет точных эпидемиологических исследований о распространенности болезни Альцгеймера. Кроме того, врачи первичного звена (так называемые семейные врачи-терапевты), работающие в системе государственного здравоохранения (в центрах здоровья – аналогах наших районных поликлиник), не участвуют в таких исследованиях и не фиксируют все вновь выявленные случаи. А, например, в США цифры заболеваемости Альцгеймером выше, чем в Европе, но это только потому, что там лучше диагностика.
Семейные узы
Если кому-то из старших членов семьи ставится диагноз «болезнь Альцгеймера», то в большинстве случаев испанцы оставляют его дома. Но больной человек с каждым годом нуждается все в большем уходе, постепенно переходящем в круглосуточный. Как решают эту проблему здесь? Те, кому позволяют средства, нанимают сиделку со средним медицинским образованием, которая находится при больном в будни в дневное время, а в выходные и по ночам забота о нем полностью ложится на плечи родственников.
Как-то, гуляя в красивом мадридском парке Ретиро, я увидела прогуливающегося мужчину, который впереди себя вез в инвалидной коляске старика. Разговорились. Оказалось, что это спортивный врач и массажист из Харькова, уже лет 20 живущий в Испании. Его задремавший беспомощный подопечный – 72‑летний мадридец, страдающий болезнью Альцгеймера уже лет восемь.
«Я занимаюсь здесь тем, что работаю вот у таких пожилых людей. У меня есть сейчас две семьи, которым я постоянно помогаю в уходе за их родителями, и этот дедушка – один из них, – рассказал Владимир. – Я прихожу к ним 3 раза в неделю на целый рабочий день. Помогаю его купать, брить, делаю ему массаж, кормлю, потом мы гуляем в парке. Остальное время жена и двое взрослых сыновей как-то распределяют уход за заболевшим главой семейства между собой».
Те же, у кого денег на круглосуточную или ежедневную помощь нет, пытаются справляться сами, хотя это очень тяжело – и материально, и морально, не говоря уже о физических силах. Правда, семьи больных получают часть препаратов, лечебного питания и расходных материалов по медстраховке, но этого все равно не хватает.
«Эти семьи нуждаются в субсидиях и помощи государства: в год на лечение и уход, на оплату сиделок, массажистов, медсестер, лекарств и другие расходы уходит порядка 30 тысяч евро. Люди живут в постоянном стрессе, связанном с ежедневными потребностями больного, но при этом за помощью в общественные организации обращается менее 5%», – рассказывает президент мадридской федерации Мануэль Гонсалес.
В контакте
К счастью, болезнь Альцгеймера не сразу разрушает личность. На начальном этапе заболевания с пациентами можно и нужно активно общаться, работать в специальных группах с психологами по особым коммуникативным методикам. Эта терапия помогает замедлить необратимый процесс потери памяти, сохранить какие-то навыки и эмоции. В Испании с группами пожилых людей, страдающих болезнью Альцгеймера, работают как профессиональные психологи, так и волонтеры. Есть специальные группы, в которых делается акцент на арт-терапию (рисование, лепка из пластилина, пение).
Как известно, деменция сначала отнимает воспоминания, связанные с настоящим и недавним прошлым больного, а далекие воспоминания остаются надолго, и в моменты просветлений они проявляются особенно ярко.
«Для моих пожилых пациентов очень важны тактильные ощущения – с мужчинами я танцую, мы обнимаемся, женщину тоже могу приобнять, – рассказывает психолог Марта Мартин Диас. – Для них очень важен телесный контакт. Мы включаем ту музыку, которую они помнят из детства, или связанную с какими-то счастливыми моментами жизни кого-то из группы, и под нее кружимся в вальсе, или становимся в круг, беремся за руки, и они что-то рассказывают мне, напевают песенку. Человека, вдруг озаренного воспоминаниями, нельзя перебивать, он должен высказаться, не стесняясь при этом проявлять свои эмоции. Мои пациенты могут вдруг заплакать или начать смеяться. В эти моменты можно попросить больного рассказать о том, что его так растрогало или развеселило».
Надежды на успех
К сожалению, в настоящее время у врачей нет эффективных лекарств от болезни Альцгеймера. Нет у специалистов и четкого понимания того, что влияет на изменения в тканях мозга, которые приводят к ослаблению памяти и сознания. Но исследования продолжаются, и медики не теряют надежды на успех. Так, испанские ученые представили свои разработки, на основе которых начаты клинические испытания. Создана экспериментальная вакцина, которая может быть эффективна на ранних стадиях заболевания. В 2013 году эту вакцину испытали на 400 пациентах с болезнью Альцгеймера, испытания продолжаются. Пациенты и их родные надеются, что их результаты будут эффективны и это позволит внедрить новую методику в широкую практику здравоохранения.