Примерное время чтения: 6 минут
16548

Загадочный синдром Мюнхгаузена. Кто им страдает и почему?

«АиФ. Здоровье» № 41. На бесплатную медицину государство в 2010 г. потратит 450-480 млрд. рублей 08/10/2009

Наш эксперт – зав. кафедрой психиатрии и медицинской психологии РУДН доктор медицинских наук профессор Валерий Марилов.

Такие разные вруны

Человека, страдающего синдромом Мюнхгаузена,  называют симулянтом, мошенником, «профессиональным больным», «больничной блохой»… На самом деле у него пограничное психиатрическое расстройство, одна из форм истерии. Такие люди всеми правдами и неправдами стремятся попасть в больницу. Подобная тяга нередко возникает после реального телесного недуга, утраты близкого, разрыва с любимым человеком, в результате одиночества. Раньше считалось, что мужчин-Мюнхга­узенов больше, чем женщин, однако сегодня женщины и тут впереди.

Поскольку большинство симулянтов мечтают лечь под скальпель, самый распространенный тип синдрома – острый абдоминальный: «бароны», жалуясь на дикую боль в животе, требуют немедленной операции. А особо «одаренные» так достоверно имитируют прободную язву желудка, что ставят врача в тупик: анализы крови вроде бы в норме, а больной корчится от боли! На всякий случай хирург вооружается скальпелем, и вот на животе симулянта появляется свежий шрам – третий, пятый, а может, и десятый по счету. Некоторые ради желанного хирургического вмешательства глотают инородные предметы – гвозди, ложки, вилки, медицинские инструменты…

Другой тип синдрома Мюнхгаузена – геморрагический (истерическое кровотечение). У больных периодически возникают естественные, а чаще – искусственно вызванные кровотечения из различных частей тела. Многие для драматизации используют кровь животных и путем умелых порезов достигают впечатления натуральных повреждений. Эти состояния напоминают «викарные кровотечения» фанатичных католичек, у которых во время менструации выступает кровь на ладонях и ступнях, куда были вбиты гвозди при распятии Иисуса.

Встречается и неврологический тип: у мнимых (и мнительных) больных возникают преходящие симптомы – припадки, параличи, обмороки, шаткость походки, сильная головная боль, потеря чувствительности. Иногда им даже удается «выпросить» у нейрохирургов сложнейшую операцию на мозге.

Мюнхгаузены мгновенно подстраиваются под ситуацию: нужные симптомы «чудесным образом» соответствуют… профилю ближайшей больницы. Немудрено, что появились новые типы синдрома: кожный (самоповреждение кожи вплоть до появления незаживающих язв), кардиальный (имитация стенокардии, пароксизмальной желудочковой фибрилляции или инфаркта миокарда – так называемый истерический псевдоинфаркт, характерный для больных с пограничными психическими расстройствами), легочный (симуляция туберкулеза и других заболеваний дыхательной системы) и смешанный тип, включающий все вышеописанное. Самый редкий и казуистический – когда, скажем, женщина на последних сроках беременности вызывала досрочные родовые схватки, протыкая околоплодный пузырь длинной шляпной заколкой. А симулянт с «острой порфирией» – наследственным нарушением пигментного обмена – долгое время воровал мочу для анализа у пациента с реальным недугом.

Портрет на фоне семьи

И все же откуда такая неистовая тяга к лечению? Из детства! Будущие Мюнхгаузены, как правило, росли в неполных семьях, но даже при наличии обоих родителей испытывали дефицит любви и защищенности. Многие из них в раннем возрасте перенесли тяжелый недуг, во время которого родные и медики окружали их заботой. Постепенно у такого ребенка складывалась модель болезни (конечно же, серьезной!), позволявшая воссоздать желаемую атмосферу внимания и ласки.

Несмотря на разные мотивы «путешествия» по больницам – стремление оказаться в центре внимания, недовольство врачами и клиниками, желание получить обезболивающее (наркотики) или кров на ночь, а то и попытку скрыться от органов правопорядка – образ и стиль поведения пациентов-Мюнхгаузенов почти одинаков.

Для всех «баронов» характерны эгоцентризм, самовлюбленность, ипохондрия, склонность к бродяжничеству, одиночество, мазохизм, патологическая лживость, эмоциональная незрелость и невозможность тесного контакта с окружающими. Они интересуются только специальной медицинской литературой, поражая врачей доскональным знанием симулируемого недуга. Имитируя заболевание, женщины ведут себя более истерично, а мужчины впадают в агрессию.

Таким личностям свойственны нарушения самооценки, у них сильна потребность в зависимости, а при серьезном разочаровании они уходят в мир фантазий и грез. В то же время нет никаких изменений формального мышления, а коэффициент умственного развития (IQ) нормальный или выше среднего.

К госпитализации они готовятся серьезно, предпочитая обращаться в отделения «скорой» поздно вечером, ночью или в праздники, когда, по их мнению, в больнице дежурят молодые неопытные врачи. Ну а если хирург не внял «искренним» жалобам на острую боль в животе, «катастрофические кровотечения», «выключение сознания на длительное время» и другим «угрожающим» жизни симптомам? Тогда страдалец мгновенно покидает стационар, чтобы в ту же ночь поступить с «острым состоянием» в другую больницу.

По понятным причинам Мюнхгаузены стараются не попадать в одну и ту же клинику дважды. Они ложатся в различные стационары десятки, а иногда и сотни раз! Известен случай, когда такой пациент лишь за год успел побывать в 60 больницах – рекорд, достойный Книги Гиннесса! Именно поэтому в небольших западных странах во многих клиниках имена «баронов» занесены в особый «лист мошенников», с которым врач «скорой» всегда может свериться.

Несчастные дети «баронов»

В последние годы появился «синдром Мюнхгаузена по доверенности»: родители, одержимые лечением, изощренно манипулируют здоровьем своего малыша, еще не умеющего говорить. У детей часто находят инородные предметы в желудке, легких, толстой кишке. После нанесения увечий родители начинают «драматическую борьбу за здоровье ребенка», убеждая медиков в необходимости срочной операции. Этот вариант синдрома Мюнхгаузена исчезает, как только малыш начинает говорить и может сам предъявить врачу реальные, а не придуманные родителями жалобы. К сожалению, такие случаи нередко заканчиваются летально, при этом родители погибшего младенца начинают длительную тяжбу против врачей, якобы его угробивших.

Кстати

Сколько бродит по свету Мюнхгаузенов с «медицинским уклоном»? По разным данным, они составляют от 0,8 до 9% больных. Докторам не всегда удается увидеть за маской телесного страдания психиатрический недуг. Мнимые больные никогда не посещают участковых врачей, а в больнице, требуя внимания медперсонала, всячески избегают психиатров, подсознательно понимая суть своей проблемы.

Наша справка

В 1951 г. английский ученый Р. Ашер впервые описал мнимого больного, одержимого столь неуемной страстью к лечению и так ловко надувавшего врачей, что назвал это состояние синдромом Мюнхгаузена в честь «самого правдивого» рассказчика. Но, увы, поведение профессиональных симулянтов не столь безобидно, как сочинительство барона.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы