Ступень лестницы
– Вера Петровна, климакс – это болезнь или норма?
– Это один из тех экзаменов, которые женскому организму в течение жизни приходится сдавать. Первый из них – пубертатный период, затем – беременность, роды… И очень важный, сложный экзамен – это 5–10 лет климакса. В переводе с греческого это слово означает «ступень лестницы», то есть переход от молодости к старости. Гормональная перестройка начинается уже с 38 лет, а заканчивается полным прекращением менструаций – так называемой менопаузой.
Природа запрограммировала женщину так, чтобы в течение 30–35 лет ее яичники в циклическом режиме вырабатывали половые гормоны эстроген и прогестерон. Эти гормоны отвечают за внешность женщины, ее фигуру, особенности характера. Все системы приспосабливаются к этим циклическим переменам. Особенно – репродуктивные органы, потому что главное предназначение женщины – продолжение рода. Но сегодняшняя эмансипированная женщина рожает поздно и, как правило, только одного-двоих детей. Соответственно, менструаций в течение жизни у нее гораздо больше, чем задумано природой.
– То есть по замыслу природы женщина должна постоянно либо быть беременной, либо кормить?
– Во всяком случае, иметь хотя бы 4-х детей. Тогда и женских болезней будет меньше, а то сегодня – сплошные миомы, эндометриоз, мастопатия… Изначально наши репродуктивные органы запрограммированы не на то, чтобы женщина писала диссертации, делала карьеру… Но в современном мире жизнь женщины изменилась – и природа нам мстит. Ведь мы заставляем эти органы работать с повышенной нагрузкой.
Итак, с началом климакса снижается уровень половых гормонов, а они имеют свои рецепторы во всех системах организма – в сердечно-сосудистой, нервной, костной… Когда эти рецепторы не получают тех веществ, к которым они привыкли, работа органов разлаживается. Отсюда и проблемы со здоровьем.
Время потерь и приобретений
– Почему же естественный биологический процесс вызывает какие-то проблемы?
– Он может протекать и безболезненно – но только в том случае, если женщина абсолютно здорова. Но так как к этому возрасту мы нередко уже приобретаем целый «букет» заболеваний, то в 60–70% случаев могут возникнуть так называемые климактерические симптомы, и гормональная перестройка происходит так же, как у нас в свое время произошла социальная – с массой проблем.
– Но раз проблемы не у всех – возможно, их причина не только и не столько в гормонах, а в чем-то еще?
– Самое главное, в каком состоянии женщина подходит к климаксу, как она психологически его воспринимает. Очень важно понять, что это не конец жизни, а просто новый этап, период потерь и приобретений. К сожалению, почти все в нашей жизни ориентировано на молодежь – мода, стандарты внешности… Женщину после 50–55 лет считают бабушкой. А ведь ей еще предстоит треть жизни, зачем же ставить на себе крест? Это время расцвета профессиональной деятельности, личной жизни…
– То есть сексуальное влечение после менопаузы не снижается?
– Снижается примерно в 40% случаев. Но часто причины этого – не физиологические. Ведь сексуальность зависит не только от биологических факторов, но и от материального положения, от квартирных условий, отношений с детьми, с партнером… Если все складывается благоприятно – у женщины в это время может быть нормальная интимная жизнь, тем более что исчезает страх наступления беременности.
Конечно, климакс – период не только радостный, но и весьма коварный. Проявляются скрытые болезни, обостряются хронические. Как правило, еще нужно помогать детям, родителям. Хорошо, если рядом с женщиной есть надежный мужчина, который возьмет за руку и проведет через этот сложный период.
– Ох, мечты, мечты…
– Я мечтаю о том, чтобы наши женщины стали более самодостаточными, раскрепощенными. Объединялись в клубы по интересам, путешествовали, ходили в театр – наслаждались этим возрастом.
Последствия наших решений
– К сожалению, после климакса женщину подстерегают не только психологические сложности, но и болезни.
– И их немало. Например – «медленный убийца» атеросклероз. Эстрогены защищают сердечно-сосудистую систему женщины, и только через 10 лет после начала менопаузы частота инфарктов у мужчин и женщин сравнивается. Вторая беда – «тихий вор» остеопороз. Чего мы боимся в пожилом возрасте? Перелома шейки бедра. Также «возрастные болезни» – гипертония, диабет, опухоли…
– Можно ли говорить здесь о «группах повышенного риска»? Кто в них попадает?
– Не хочется произносить банальных фраз про образ жизни, но как обойти эту тему? Важен отдых, правильное питание, обилие овощей и фруктов... Надо есть меньше жирной пищи, а больше рыбы и морепродуктов, нужны физические нагрузки – не дай бог лежать у телевизора с утра до вечера. Лишний вес – тоже фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний. У молодых женщин чаще бывает гипотония, потому что прогестерон не дает жидкости задерживаться. С возрастом, по мере выключения синтеза прогестерона, могут появляться отеки, гипертензия. Если в молодости верхнее давление было 90, то в зрелом возрасте стойкий подъем до 130–139 (что принято рассматривать как «нормальное повышенное давление») – это уже много! Надо измерять давление каждое утро и не ждать подъема до 160–170, а сразу обращаться к врачу.
– Вот к врачу мы как раз не любим ходить…
– Да, это тоже печальная традиция. Но необходимо: раз в год – осмотр шейки матки, УЗИ матки и яичников, маммография, анализ кала на скрытую кровь, анализ крови на сахар. Это простые исследования, но они обеспечивают раннюю диагностику опасных заболеваний. Климакс – это не болезнь, но это сигнал: обрати на себя внимание! Каждый человек должен сам отвечать за свое здоровье. Пить или не пить, курить или не курить, ходить или лежать, как питаться, проходить ли профилактические осмотры – эти решения мы принимаем сами, и ни государство, ни врачи за это не отвечают.
Чем раньше, тем эффективнее
– Еще одна наша «традиция»: бояться и избегать ЗГТ – заместительной гормональной терапии...
– Да, слово «гормоны» у нас вызывает шок и ужас. В народе живут страхи: «Я растолстею, обрасту волосами»… С чего это началось? В 60-е годы прошлого века, когда стали применять преднизолон, на его фоне могли появиться вышеперечисленные проблемы. Но прошло полвека, и сейчас речь идет о совершенно других гормонах, о других дозах. Если именно от дефицита половых гормонов женщина страдает – почему же ей не поддержать себя? Гормоны улучшают настроение, кожу, обеспечивают профилактику остеопороза, сердечно-сосудистых болезней.
– Гормонотерапию можно назначать в любом возрасте?
– Чем раньше – тем эффективнее. Если после менопаузы прошло 10 лет, гормоны уже не оказывают положительного действия. Сейчас убедительно доказано, что у тех женщин, которые стали получать ЗГТ в возрасте до 60 лет, продолжительность жизни увеличилась на 25–30%!
– На Западе гормональная терапия распространена гораздо больше, чем у нас. Возможно, поэтому там пожилые женщины так хорошо выглядят?
– И поэтому тоже. Конечно, там другая культура поведения, меньше материальных проблем.
К счастью, с каждым годом все больше российских женщин обращаются к нам именно за гормонотерапией. Они читают литературу, общаются с зарубежными подругами – и хотят получить ту же программу. У нас есть все возможности для того, чтобы им помочь!