Примерное время чтения: 7 минут
14471

Как меняют судьбу пластические операции

«АиФ. Здоровье» № 36. Научно доказано, что среда – самый трудный день недели 03/09/2009

Но меняется ли судьба человека с изменением внешности? Об этом мы спросили хирурга, делающего пластические операции, – профессора, члена-коррес­пондента РАМН, заведующего кафедрой оториноларингологии РМАПО Геннадия Пискунова и психолога, работающего с теми, кто не доволен своей внешностью, – кандидата психологических наук, декана факультета психологического консультирования МГППУ Федора Василюка.

Капризный нос

Приходит девушка к хирургу и говорит: «Доктор, у меня некрасивый нос, поэтому меня никто не приглашает на танцах. Нельзя ли мне его переделать?» Врач делает ей пластическую операцию, и ее нос принимает идеальную форму. Однако через несколько месяцев девушка приходит вновь и просит опять изменить ей форму носа: ее по-прежнему никто не приглашает на танцах.

Это реальная история. Оказывается, людей, которые готовы с помощью пластической операции изменить свое лицо, не так уж мало. В основном это представительницы прекрасного пола от 15 до 50 лет. Бывает, приходит дама, вполне успешная бизнес-леди, и просит приподнять ей кончик носа или сделать его тоньше. При этом врач видит перед собой приятное лицо и правильный нос. Спрашивает: «Вы замужем?» – «Да». «А дети у вас есть?» – «Есть». «Тогда зачем вам это нужно?» И что удивительно, почти никогда вразумительного ответа, зачем же дама, которая нравится мужчинам и имеет любимую работу, решается на такой шаг, он не получает.

Но врач-то знает, что любая операция – это риск. И гарантировать на 100%, что все получится так, как было задумано, не может даже самый опытный хирург. Он сделает все как надо, и тем не менее на коже останется рубец или нарастет слишком большая костная мозоль, и в результате нос примет отнюдь не задуманную форму.

А сделать хорошо повторную операцию еще труднее, потому что почти невозможно предугадать, как поведут себя уже однажды иссеченные ножом хирурга ткани. Однако врачи знают: многие из тех, кто пришел к ним с идеей изменить внешность один раз, придут и во второй, и в третий, даже если первая операция, на взгляд всех окружающих, прошла успешно. Поэтому позиция многих добросовестных врачей такая: «Остановитесь, милочка! Нос хорошенький, дышит прекрасно, обоняние не нарушено и, что для врача главное, он выполняет свою основную функцию: дает организму информацию о том, какие вирусы и бактерии находятся в воздухе, и организует первый иммунный ответ». Только почему-то эти доводы дам не останавливают, и они ходят от врача к врачу, убеждая хирургов еще раз поработать над их внешностью.

Портрет в интерьере

Что можно сказать о нашей героине, решившей изменить свое лицо? Психолог нарисовал бы такой ее портрет. Наверное, она очень одинока, даже если есть муж и дети, и страдает от недостатка любви. На свете живет много людей не просто некрасивых, но даже уродливых, и тем не менее любимых и счастливых, имеющих успех у противоположного пола. Значит, дело тут не только в пропорциях черт лица.

Наверное, наша дама недовольна собой. Так часто бывает: недовольство собой выливается у нас в ненависть к какой-то части своего тела или какой-то внешней черте. Кажется, если бы не длинный нос, или не оттопыренные уши, или не коротковатые полные ноги, все сложилось бы в жизни по-другому.

Но нашей героине надо отдать должное: она – боец. Решительно хочет зачеркнуть сегодняшнюю жизнь, чтобы завтра начать жизнь новую.

Только не самый ли длинный она выбрала путь?

Закон диалектики

Женщина, стремящаяся к перемене судьбы, интуитивно чувствует: между внутренними и внешними изменениями человека есть связь. Одно дело, как мы себя ощущаем, когда стоим в нарядном платье, другое дело – в стареньком, не по размеру халате. Военный мундир и портупеи заставят любого мужчину гордо выпрямиться. Все это так. Но когда мы вдруг видим: наш коллега, которого мы знаем столько лет, однажды приходит на работу преображенным, светящимся человеком, совершенно не похожим на себя прежнего, мы понимаем, так он выглядит не потому, что прикупил новую рубашечку или удачно постригся, а потому что внешность его изменилась под влиянием какой-то внутренней работы. Что-то произошло с его душой, от этого и по-другому смотрится его лицо. Изменить же лицо механически, с помощью скальпеля – это попытка перепрыгнуть через внутреннюю работу души. Не прожив какую-то ситуацию, не совершив внутреннюю метаморфозу, получить изменение внешнее. Поэтому-то новая внешность не удовлетворяет пациентов пластических хирургов. Она и не может их удовлетворить. Человек смотрит в зеркало и не узнает себя: это не то, что я хотел. И он прав, это не то. Но то, что он хотел, надо искать не у хирурга.

С чего начать превращение

Если вам не нравится ваше лицо – идите сначала к психологам. Они не будут вас отговаривать ложиться под нож, уж кто-кто, а эти знатоки наших душ понимают: если мы приняли решение, если отложили немалые денежки на то, чтобы изменить нос, никакие разумные доводы о том, что наш нос и так прекрасно «фильтрует, защищает и обоняет», нас не проймут. Но психологи помогут разобраться, с чего начать превращение.

Методы работы у них разные. Одни попросят вас нарисовать свой собственный портрет. Если вы не профессиональный художник, то быстро почувствуете, как это сложно. Надо ведь не только перенести на бумагу геометрический рисунок лица, но и вникнуть в судьбу человека, его характер, в лице отразить его суть. И вот тогда вы начнете думать, а какой же у вас характер, какая у вас суть, и как эту суть вы можете изменить?

Есть психотерапевты, которые занимаются со своими пациентами маскотерапией. Врач, и он же скульптор, беседует с вами и одновременно лепит ваш портрет. Во время дальнейших сеансов вы подключаетесь к этой работе. Скульптурный портрет передает душевное состояние оригинала. Вы подавлены или в смятении? Об этом говорят тяжелые складки лица, морщины... А если их разгладить, придать лицу другое выражение? Вот каким оно может стать, когда ваша душа обретет гармонию. Вы и художник лепите ваше лицо. В глине. Может, достаточно мять только глину и не трогать оригинал?

А можно пройти психологический тренинг в группе, которая, как говорят психологи, дает нам обратную связь. Сейчас вы видите свое лицо только в зеркале. А посмотрите, как ваш облик отражается от других людей. После 10–20 совместных занятий, люди могут сказать друг другу, как они выглядят со стороны, какое производят впечатление. Окружающие-то наблюдают не анатомию вашего лица, а его выражение, послушайте их.

В общем, не надо относиться к себе, как к манекену. Тогда, даже если вы решитесь расстаться с лягушачьей шкуркой, на свет появится не двойняшка-лягушка, а и впрямь красавица-царевна.

Кстати

Психологи считают, что до 30 лет человек не отвечает за свое лицо. Каким природа его создала, такое оно и есть. Но после 30 – лицо уже образ не анатомический, а психологический. Изящнее сказала Виктория Токарева: «С годами мое лицо мне нравится все меньше, а его выражение – все больше».

Личное мнение

Михаил Турецкий:

– О коррекции внешности, к которой прибегают некоторые мои коллеги по сценическому цеху, я пока не думал. Видимо, потому что не было такой необходимости. Хотя для артистов эта практика небесполезна, ведь на сцене мы «продаем» не только музыку, но и образ.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы