Наш эксперт – научный сотрудник лаборатории офтальмоэргономики и оптометрии МНИИ ГБ имени Гельмгольца, кандидат медицинских наук Нина Кушнаревич.
Немногие люди знают, что в специальной оптике нуждаются даже те, у кого глаз, как у орла. А уж те, кто жалуется на зрение, и подавно. Итак, какими же должны быть очки, чтобы глаз не подвел водителя?
Правильно подобранные. Это дело офтальмолога, к которому обязательно следует обратиться до получения прав и в самое ближайшее время после начала вождения. А затем следует навещать его не реже раза в год.
С максимальной коррекцией. В обычной жизни человек с минимальными нарушениями зрения может позволить себе не носить очки вовсе или носить более слабые линзы, чем требуется, но в салоне авто обязательны «окуляры», делающие зрение идеальным.
По размеру. Съезжающие на нос очки не только отвлекают от дороги, но и ухудшают зрение. Поэтому следует выбирать оправы строго по размеру и с качественными носоупорами. Дужки очков должны быть тонкими, чтобы не мешать обзору.
Прочные. В идеале – с полимерными линзами (пластик, стеклопластик), так как этот материал более легкий и не бьется (наиболее прочные – поликарбонат, трайвекс). Линзы из стекла опасны водителям. Впрочем, современные технологии позволяют изготавливать стеклянные линзы, которые, разбиваясь при ударе, не рассыпаются на мелкие осколки.
Бесцветные. Любая окрашенная линза задерживает больше света. Поэтому очки должны быть прозрачными. По международному стандарту ИСО 14889 линзы для вождения со светопропусканием менее 75% в ночное время не разрешены, независимо от их цвета.
Или все-таки линзы?
Контактные линзы удобнее. Они не ограничивают периферическое зрение. И дают меньше искажений, чем очки (особенно при высоких диоптриях). Поэтому для близоруких людей они предпочтительны. Кроме того, линзы всегда находятся в правильном положении, а очки приходится иногда поправлять, что может отвлечь внимание водителя в самый неподходящий момент. И в случае аварии риск поранить глаза у человека с линзами, кстати, тоже ниже, чем у «очкарика».
Но есть минусы и у линз. Ведь они (даже снабженные УФ-фильтром) все-таки не могут заменить солнцезащитные очки. Дело в том, что линзы предохраняют от вредного воздействия солнечных лучей только внутреннюю часть глаза, при этом глазное яблоко и прилегающая к глазу кожа не защищены. Именно поэтому при ношении контактных линз автомобилистам необходимо пользоваться и солнцезащитными очками.
Защитники и спасатели
Сегодня можно купить автомобильные очки со специальными покрытиями, имеющими различные защитные свойства.
Антибликовые покрытия. Такие стекла пропускают больше света и помогают глазам быстрее восстанавливаться после ослепления фарами встречных автомобилей. Поэтому в условиях плохой видимости на дороге они могут значительно улучшить качество зрения. Обычно эти покрытия наносят на одну или обе поверхности очковых линз. Однако такие очки нужны только для людей с проблемным зрением. Тем же, кто хорошо видит, нет необходимости носить очковые линзы без диоптрий с антибликовым покрытием, поскольку любая линза снижает светопропускание.
Чтобы защититься от бликов, водителям с хорошим зрением необходимо в любое время года следить за чистотой стекол в своем автомобиле. Любые загрязнения могут усиливать отражение стекол и тем самым создавать зрительные помехи.
Поляризационные линзы. Эффективно защищают и от слепящего солнца, и от отраженного света. Водителю в таких очках нипочем отражения солнца от мокрого асфальта и стекол зданий. Поляризационные фильтры применяют и на очках с диоптриями, и на обычных, солнцезащитных, которые хороши днем, но категорически неприемлемы для вождения ночью или при плохой освещенности.
Фотохромные очки («хамелеоны»). На солнце они темнеют, а в помещении становятся прозрачными. Использование их за рулем возможно, но надо помнить, что значительная доля ультрафиолета задерживается лобовым стеклом, что снижает солнцезащитную эффективность таких линз, поскольку они меняют свой цвет только под воздействием солнечных лучей. Фотохромные очки можно использовать и для ночного вождения, если покрытия линз не имеют остаточного светопоглощения.
Очки-«антифары» (с желтыми или оранжевыми линзами, задерживающими синий цвет спектра). Подойдут и для вождения в ночное время, и при пасмурной погоде, так как увеличивают контрастность «картинки». А для ночного вождения нужна наиболее точная коррекция. Ведь в темноте зрачок расширяется, что приводит к существенному увеличению зрительных помех, и зрение (особенно контрастная чувствительность) становится хуже.
Но какими бы потрясающими ни были новые технологии, главное – это правильное назначение оптики. Поэтому, перед тем как выбрать очки, необходимо проконсультироваться с офтальмологом.