Об этом мы поговорили с Николаем Демидовым, генеральным директором «IMS Health Россия и СНГ».
Майя Миличь, АиФ.ru: — Николай Валерьевич, можно ли сказать, что россияне стали внимательнее относиться к своему здоровью?
Николай Демидов: — В это очень хочется верить, но каких-то национальных исследований в этой сфере мне на глаза не попадалось. Выводы можно делать по косвенным данным. Например, по данным уровня потребления медикаментов можно говорить не только о том, что россияне больше болеют, но и о том, что россияне стали покупать более качественные и современные средства, которые позволяют не только быстрее выздоравливать, но и предотвращать само заболевание. Лекарства — это же не только средства для лечения, но и средства профилактики заболеваний.
К сожалению, статистика заболеваемости часто не отображает реальной ситуации с распространённостью того или иного недуга, потому что все данные должны учитывать специфику заболевания, диагностики и лечение. В противном случае высок риск самообмана.
Например, есть статистика о заболеваемости раком, и она говорит, что в России ежегодно растёт число вновь выявленных случаев данного вида заболевания. С одной стороны, это так и есть, болезнь очень агрессивно проявляет себя. Но с другой — нужно учитывать, что за последние годы диагностика раковых заболеваний стала более совершенной, реформирована была служба, которая занимается мониторингом заболеваемости онкологией. Всё это ставит под вопрос однозначность статистики, с которой мы имеем дело.
Поэтому часто сложно говорить о реальном увеличении или уменьшении заболеваемости. Тем не менее, всегда есть достаточно ожидаемые всплески заболеваемости, например, простудными заболеваниями или аллергическими. И в эти периоды отмечается особая активность населения с точки зрения потребления лекарственных средств.
При всем при том, есть абсолютно объективная статистика последних лет, которая говорит о том, что значительно увеличилась средняя продолжительность жизни. В России этот показатель остаётся на весьма низком уровне в сравнении с западными странами, но сама цифра всё равно растет, что не может не радовать. Ведь это говорит о том, что состояние здоровья россиян как минимум не ухудшилось.
Вместе с ростом благосостояния в течение последних лет увеличилась и такая условная характеристика, как забота россиян о здоровье.
Lifestyle в аптеках
— Как возросшая забота о здоровье сказывается на продажах профилактических лекарственных средств и товаров Lifestyle?
— Парафармацевтический ассортимент в аптеках, куда входят БАДы, товары для здоровья, косметика, изделия медицинского назначения, продаётся без рецепта врача и чаще всего эти товары приобретаются не пациентами, а скорее, здоровыми людьми по рекомендации врача, знакомых, родственников или из-за прочитанной где-то информации. В аптеках такого рода товар продаётся достаточно давно и тенденция идёт к расширению спектра товаров «для здоровья», увеличению как общего выбора, так и в отдельных категориях. Можно смело говорить о хорошем ценовом разнообразии товаров, когда покупатель может купить что-либо, согласуясь со своим личным бюджетом.
Сказать, что рынок товаров типа Lifestyle уже полностью насыщен — нельзя, но темпы роста уже не так высоки, как были в период его массового наполнения. Внутренняя аптечная конкуренция, столкнувшаяся с насыщением спроса в отдельных категориях, конкуренция с обычными магазинами, — всё это предопределяет замедление темпов роста для этой категории.
Критерий выбора
— Обычному потребителю стоит ориентироваться на конкурс «Платиновая Унция» при выборе препаратов? Можно ли сказать, что препараты-победители прошли «профессиональную» проверку?
— Победу в конкурсе можно лишь отчасти признавать как дополнительное свидетельство качества препаратов. Думаю, что для потребителя, который услышал о том, что тот или иной препарат или компания получили премию, это может быть свидетельством того, что это лекарство или компания пользуются спросом, они высоко оценены профессиональным сообществом, что далеко немаловажно. Но в первую очередь, при выборе лекарственного препарата стоит ориентироваться на рекомендации лечащего врача или выписанный рецепт. Без этого любые призы или другие знаки отличия, которые бренды и компании демонстрируют, не должны быть критерием выбора лекарства.
— Расскажите, как проходит конкурс?
— Существует прозрачная система определения победителей в конкретных номинациях. В большинстве номинаций конкурса решение о присуждении премии принимается на основе анкетирования членов Экспертного совета, который сформирован из людей, представляющих различные сферы фарминдустрии. Это могут быть и научные сотрудники, и бизнес-представители из разных направлений. Они также рассматривают заявки в так называемых заявочных номинациях, например, «Проект года». В ряде случаев для определения победителей, в частности, Динамика года и Лонч года, используются данные независимых агентств, отображающие темпы продаж.
Немаловажен тот факт, что результаты конкурса проверяются известной аудиторской компанией EY, которая в момент, когда подведены итоги, но до официальных церемоний, проверяет соответствие всех заявленных методик и проведённых исследовательских мероприятий для определения победителя, и даёт своё заключение. Мы гордимся тем, что во все годы проведения конкурса аудиторы давали положительные заключения о проведённых исследованиях.
— Сейчас в самом разгаре конкурс по итогам 2013 года. Ряд номинаций конкурса претерпел изменения — с чем это связано?
— Премия и номинации — это живой организм, они должны идти в ногу со временем, соответствовать сегодняшним параметрам развития индустрии. Именно поэтому год от года происходят изменения, которые касаются как номинаций, так и методологии определения победителей. Иногда приходит осознание, что в каких-то номинациях процедура должна быть построена иначе, чтобы учитывать изменившиеся аспекты функционирования рынка. Иногда номинации теряют свою актуальность, например, когда нет смысла проводить опрос, если победитель очевиден из года в год и становится уже не интересно наблюдать за конкуренцией в этой сфере.
Ну и, конечно же, оргкомитет следит за тем, чтобы номинации отвечали существующим запросам на рынке. Если появляется новая категория субъектов, влияющих на рынок, то премия трансформируется так, чтобы отражать эти процессы и изменения. Так в своё время появились номинация наиболее влиятельных ассоциаций на рынке.
Проблемы и достижения
— В каком направлении сегодня развивается фарминдустрия?
— Выделить общий тренд развития фарминдустрии сложно, если только мы не говорим о том, растёт рынок или падает. Есть отдельные сегменты, развитие которых подчинено определённым собственным законам. Генерический сегмент на сегодня — наиболее массовый. В производстве дженериковых лекарств есть неизбывный тренд на то, чтобы у потребителя была возможность купить аналог оригинального препарата, как можно быстрее после окончания срока патентной защиты. И дальше тенденция в этой сфере зависит от конкретного рынка, российского или европейского, и регулирования, которое на данном рынке установлено. От этого зависит стратегия производства и вывода на рынок препаратов.
Если говорить об исключительно российском рынке, то есть «Концепция 2020». Страна нацелена на то, чтобы иностранные компании размещали в России свои производства, в этой работе уже есть заметные успехи. Если говорить о дженериковых компаниях, то добрый десяток международных компаний этого сектора строят или уже построили в России свои заводы. Несколько иная ситуация с инновационными компаниями, пока они не так активны в этом плане. При этом за последние годы было много сделано для того, чтобы Россия стала более привлекательной местом для размещения инноваций. Это и развитие всевозможных проектов, когда агентства при государственном участии, такие как Роснано, РВК, Сколково ведут переговоры и сотрудничают с международными компаниям.
Но прорыва в этой сфере не наблюдается, хотя, возможно, его и не стоит ждать. Ведь в этом секторе в мире существует большая конкуренция, в том числе, связанная со стоимостью развития данных проектов, доступностью нужных кадров, моделей. Поэтому нам достаточно сложно тут конкурировать, и, возможно, имеет смысл сконцентрироваться на том, что мы действительно можем делать качественно и быстро.
— Отвечают ли новые препараты потребностям потребителя, учитывая то время, которое уходит на их создание и производство?
— Думаю, что актуальность препаратов не исчезает, потому что пока они готовятся, проходят различные исследования, в это время на рынке есть препараты предыдущего поколения. Да и заболевания, к сожалению, никуда не деваются. Не все болезни могут быть покрыты массовой вакцинацией, как было, например, с рядом тяжёлых недугов, которые человечество в конечном итоге победило.
Хотелось бы, чтобы препараты появлялись на рынке как можно быстрее, но с этим связаны определённые риски. Ведь на рынок попадают далеко не все лекарства, которые компании запускают к исследованиям. Очень большое количество препаратов остаётся на фазе клинических испытаний, когда по тем или иным причинным компании приходят к выводу, что препараты не могут быть выведены на рынок. Иногда требуются очень серьёзные вложения, чтобы нейтрализовать те проблемы, которые выявились на стадии исследований.
Мы живём именно в этой системе, другой нет. Но придумано достаточно много механизмов, которые делают препараты более доступными. Например, добровольное участие в клинических исследованиях. Это позволяет больным уже сегодня получить тот или иной препарат, который, хоть и с определённым риском, но может быть принят как средство для лечения смертельного заболевания.
Такой механизм используется очень широко, но юридически это очень сложная конструкция, она сопряжена и для компаний, и для пациентов с большими рисками. Но это позволяет приблизить использование препарата в жизни до момента регистрации и выхода препарата на рынок.
Путь в 20 лет
— Какую долю на рынке занимают отечественные препараты?
— Судьба отечественных препаратов достаточно тяжёлая, потому что с одной стороны ещё 20 лет назад эти лекарства занимали подавляющую долю на рынке, ведь импорт медикаментов был ограничен по политическим и другим причинам. Сегодня доля отечественных препаратов на нашем рынке существенно сократилась и составляет около 23-25%, если мы говорим о тех лекарствах, которые в истинном смысле российские.
Если принимать во внимание предприятия, которые расположены в России, но принадлежат иностранным компаниям, а также предприятия, построенные за последние годы, которые формально тоже — отечественные, то доля отечественного производства вырастет до 35%. А в ближайшие годы, в связи с запуском новых мощностей, эта цифра может вырасти до 45-50%. И нужно отметить, что большая доля в объёме отечественного производства — это дженериковые препараты самого широкого спектра.
Нужно ещё учитывать, что российские компании не настолько опытны в продвижении своей продукции, как многие западные компании, которые развивались в условиях рыночной экономики. Признанных в международном плане историй успеха и не разглядишь. Российским компаниям пришлось этому всему учиться самостоятельно, на своём опыте. Поэтому в сфере маркетинга российские компании немного отстают.
— Какую роль в жизни фарминдустрии играет государственная поддержка?
— Сегодня государство достаточно заметно поддерживает отечественное производство, с материальной точки зрения это особенно ощутимо было в момент кризиса. Если говорить о постоянных мерах, то в России существует приоритет по закупке препаратов отечественного производства, возможность отечественного производителя делать цены на 15% выше, чем у иностранного аналога. И это пока является наиболее заметной и действенной мерой по поддержке отечественного производителя.