Их уже более 2,5 тысячи. Этот рассказ – документальное эссе, свидетельства тех, кто смог вырваться из наркотического ада, и тех, кто помог им в этом.
Без иллюзий
«Я лечился не раз, но после клиники раньше или позже все начиналось по новой» – в их рассказах эта фраза звучит рефреном. Медицина считает: наркотик встраивается в процесс обмена веществ, и пока науке неизвестно, как исправить такие нарушения обмена, поэтому наркомания и считается хроническим заболеванием.
Собственно, этим мы и занимаемся. ЦЗМ существует уже 10 лет. Начиналось все на азарте, на вере: группа ребят, справившихся с проблемой, захотела помочь другим. И постепенно у них появилась своя программа. Она базировалась на известной методике «12 шагов», плюс собственный опыт прорыва. Потом ее проработали и доработали известные наркологи профессор Е. А. Кошкина, В. Б. Альтшулер и многие другие. Она одобрена Минздравом РФ и используется в России, Украине, Белоруссии и некоторых странах дальнего зарубежья. Базируется программа на так называемой био-психо-социо-духовной модели».
Что это значит? Если сухо и коротко, в ней четыре этапа:
- предреабилитационный период – знакомство с новичком (как правило, в клинике, изучение истории его болезни);
- реабилитация – полгода работы зависимых с психологами и наркологами центра в терапевтических группах;
- ресоциализация – освоение новой профессии;
- бессрочная поддержка – помощь в трудоустройстве, получении высшего образования, организация совместного отдыха и т. д.
Очищение души
Самое трудное, говорят многие, это – первый месяц. Попав в центр, ребята сразу же оказываются в жестких условиях: без сигарет, мобильника (раз в неделю ты можешь позвонить близким), в непривычном ритме жизни – ни минуты свободной.
Олег Райко, выпускник ЦЗМ: «Я попал сюда, отсидев в тюрьме, не раз лечился от наркотиков. Терять уже было нечего: ты – на дне пропасти. Я тогда почти не верил в последний шанс. Но рядом оказались нормальные ребята: чашка чая, разговоры, поддержка и понимание. «Равный равному» – это очень важный момент программы: те, у кого несколько месяцев «трезвости», помогают новичкам. Где-то там, в глубине подсознания потихоньку начинает крутиться: «А может, и я смогу?». Такое невозможно понять обычному человеку: наркоман – это «вещь в себе», в твой внутренний мир посторонним вход воспрещен. Это уже потом, когда «створки» чуть-чуть приоткрываются в терапевтических группах с тобой могут работать психологи, наркологи».
Лена Шустрик, выпускница ЦЗМ: «Кто ты, какие у тебя проблемы, зачем живешь, чего ты хочешь в этой жизни?.. Простые вопросы, и как мучительно и трудно было учиться искать ответы на них. Помню, как я плакала, выполняя письменные аналитические задания психолога: словами не выразить, что при этом испытывала»…
Наверное, это можно назвать очищением души, с которого все и начинается. Плюс арт- и гештальт-терапия: музыка, рисование, ролевые игры, тренинги, лекции, семинары и многое другое – помогают освобождаться от комплексов, проблем, страхов, обретать постепенно новые желания, мотивы, цели в жизни.
Приглашаю на премьеру…
Так возникла идея терапевтических лагерей.
Никита Лушников, президент Фонда ЦЗМ: «Дважды в год на неделю в лагерь съезжаются ребята из всех центров – мы проводим концерты, спортивные соревнования, КВН, приглашаем актеров, политиков, спортсменов… И, конечно, родителей, близких: они ведь поначалу не верят ни во что. Такое общение заряжает ребят особой энергетикой, надеждой двигаться вперед, придает уверенность».
Впрочем, это не единственный вариант «замещения удовольствий». Ребята ходят в музеи, в театры – это тоже входит в программу лечения. Вот так однажды группа реабилитантов оказалась в Театре наций. А после спектакля была встреча с его художественным руководителем Евгением Мироновым. И обернулась она идеей сделать вместе документальный спектакль. Недавно состоялась премьера.
Евгений Миронов: «Ребята сыграли пронзительно. Спектакль, составленный из монологов о наркомании, перерастает в размышление о человеческой зависимости вообще. Бросить легко, но в сегодняшнем мире сложно снова не «подсесть» на что-то новое, будь то наркотики, эзотерические учения, чувственные страсти – что угодно. Поэтому спектакль превращается из социально важного события в художественный акт, где стирается грань между сценой и зрителями, правдой и игрой, театром и жизнью…»
Сейчас шестеро дебютантов сцены получили гранты и начинают учебу на двухгодичных актерских курсах.
Социальный лифт
Конечно, не все добираются до финиша реабилитации, но, если он взят, – что дальше? Второй этап – ресоциализация.
Цель – помочь выпускникам «вписаться» в нормальную жизнь. Их обучают новым профессиям, выбор широк: тренер по фитнесу, парикмахер–стилист, менеджер, специалисты по пиару, веб-дизайну, программированию, продвижению сайтов и множество других. А потом – помогают найти работу, поступить в вуз.
Никита Лушников: «Такие возможности появились у нас за счет поддержки центра многими неравнодушными к проблеме людьми. Например, с помощью ректора Московского института телевидения и радиовещания «Останкино» Александра Филиппова в центре создано мощное отделение масс-медиа.
Сегодня это самое востребованное направление. Ребята учатся снимать, монтировать материалы, делать сайты, самые способные выпускники получают грант на бесплатное образование в этом вузе. Подобное сотрудничество – не только образование, но и создание новых рабочих мест. Наши выпускники работают в сетевых салонах красоты, в сети кофеен. Это динамично развивающийся бизнес: ребята сами вырастают до предпринимателей».
Роман Русаненко, руководитель одного из филиалов ЦЗМ: «Я пережил пять клинических смертей из-за наркотиков и расстался с ними шесть лет назад. Помочь подняться другим, как когда-то помогли тебе, стало для меня смыслом жизни. И это не пафосные слова, я могу назвать себя счастливым человеком».
Счастье трудно обрести в одиночку. У большинства выпускников ЦЗМ теперь отличные семьи, подрастают абсолютно здоровые дети. Хеппи-энд и точка? Нет и нет! Потому что бывших наркоманов не бывает – с этим придется бороться всю жизнь. Каждый день.