И хоть многие врачи не перестают подчеркивать, что очный прием не заменит никакую интернет-переписку, их слова все чаще звучат лишь как доброе пожелание. Особенно на фоне бурного развития телекоммуникаций.
Сегодня онлайн-медицина – реальность, которую нет смысла игнорировать, считает наш эксперт, врач-отоларинголог Иван Лесков.
Границы дозволенного
Врачи, серьезно занимающиеся онлайн-консультациями, давно заметили: на медицинских порталах примерно половина вопросов от пациентов начинается со стандартных сообщений: «Пишем вам потому, что нет возможности получить очную консультацию».
Чаще всего их авторы живут в глубокой провинции. За полноценной консультацией специалиста многим из них надо ехать как минимум в районный центр. Или еще дальше, в область. Зато почти в каждой деревне сегодня есть мобильная связь и Интернет. А посему востребованность онлайн-консультаций в глубинке, считает наш эксперт, очевидна и логична.
– Это не лень врача и пациента, а здравый смысл, – говорит Иван Лесков. – Половину вопросов, связанных с лечением, можно решить по электронной почте. Зачем, например, отоларингологу корректировать назначения, сидя непременно напротив пациента? Не проще ли поступить так: больной присылает результаты анализов, а врач на этом основании дистанционно корректирует назначения? Удобнее всем, а для очного приема время придет.
Доктор, я вас вижу!
Но все-таки самый интересный поворот в онлайн-помощи случился с… видеоконсультациями, больше знакомыми многим по телемедицине, благодаря которой врачи за тысячи километров от своих коллег в режиме реального времени опытом и советами участвуют в проведении непростой операции. Или в постановке диагноза.
Подобные видео- и телефонные консультации практикуются сегодня и в частных медицинских сетях, и в государственной медицине. Яркий пример – Челябинск, где все участковые врачи еще два года назад были оснащены мобильными кардиографами. Телемедицина позволила не только оперативно проводить исследования, не привязываясь к диагностическим центрам, но и коллегиально принимать правильные решения по лечению. Результат – снижение в городе уровня сердечно-сосудистых заболеваний.
С недавних пор к такому способу общения с пациентами стали прибегать и некоторые врачи частной практики. Чаще система видеоконсультаций работает в крупных городах, когда после очного приема врач, выдав больному рекомендации по медикаментозному лечению и другой терапии, наблюдает за их ходом дистанционно, по скайпу.
Однако видеоконсультации, считает наш эксперт, способны помочь не только «продвинутым» горожанам, живущим в постоянном цейтноте, но и сельским жителям, фактически оставшимся без медицинской помощи. И такие прецеденты уже есть – в той же отоларингологии.
Еще лучше, считает Иван Лесков, если пациент обзаведется видеоотоскопом – электронным вариантом привычного для лор-врача прибора. Сегодня купить этот «девайс» – не самая большая проблема, и стоит он не намного дороже обычной видеокамеры. Для врача такой видеоосмотр гораздо более информативен.
Конечно, онлайн- и видеоконсультации не панацея. И проблему реального дефицита врачей никакие компьютер и Интернет не решат. В целом ряде областей медицины внедрить дистанционные взаимоотношения врач – пациент и вовсе проблематично. И все же в ряде случаев дистанционные консультации могут быть реально полезны.
P. S. А что думаете вы, наши дорогие читатели – врачи и пациенты, – об онлайн-медицине? Приходилось ли вам прибегать к подобной форме медицинских консультаций? Будем рады, если расскажете о своем опыте.