И это неудивительно, ведь речь шла о том, что животные, обученные некоторым навыкам, в момент смерти якобы способны передавать эти навыки другим особям, причём ещё не рождённым!
Триллер в НИИ
Эксперимент, скорее похожий на эротический триллер, выглядел так. Крыс запускали плавать в круглый бассейн, где в определённом месте под водой скрыта платформа. Рано или поздно животное обучается находить эту платформу, ориентируясь по расставленным вокруг предметам, и взбираться на неё. В этом и заключается приобретённый навык. Через три дня тренировок крыс убивали, отрезали им головы и складывали тушки в клетку, где этажом выше в этот момент спаривались самец и самка. Приплод, зачатый в столь экстремальных условиях, исследователи назвали «группой А». Параллельно с ним была получена «группа Б» - её также зачали в присутствии забитых крыс, но в отличие от первых эти бедолаги так и не научились находить скрытую под водой платформу.
Когда крысята подросли, их самих стали запускать в бассейн, наблюдая за скоростью обучения. И тут выяснилось, что «группа А» демонстрирует результаты куда лучшие, чем «группа Б». Иначе говоря, они быстрее достигали спасительной платформы. «Результаты исследования свидетельствуют о возможности бесконтактной передачи информации о предшествующем обучении от умирающего организма к зарождающемуся», - заключили авторы эксперимента. Их статья, к слову, вышла в авторитетном журнале «Бюллетень экспериментальной биологии и медицины».
Об эксперименте стало известно общественности. «Учёные доказали переселение душ!» - писали одни издания. «Лженаука просочилась в медицинскую академию!» - отвечали другие. Критика касалась не столько заявленной темы, сколько методики проведения эксперимента. Было собрано мало статистики, не сформированы контрольные группы животных, не проведены необходимые тесты и т. п. Проще говоря, поведение крыс в бассейне могло быть случайным.
Директор НИИ нормальной физиологии Сергей Судаков замечает, что данная работа в его институте была выполнена «для удовлетворения собственного любопытства на небольшие внебюджетные средства».
Он подчёркивает, что никаких гипотез не выдвигает, но «ведь крысы передают как-то информацию о том, что нельзя есть яд, даже если это умирающее животное». Наконец, что важно: авторы не настаивают, что они доказали некое явление - телепатию или даже переселение «крысиных душ», они всего лишь пишут: это возможно.
При всей незавидной и трагической судьбе лабораторных крыс вряд ли имеет смысл говорить о наличии у них тонкой субстанции, именуемой душой. Но как насчёт человека?
Высший сервер
В начале ХХ века американский врач Дункан Макдауэлл, взвешивая умирающих людей (всего их было шесть) на специальной кровати, обнаружил, что в момент смерти тело теряет в весе от 15 до 45 г. Свои наблюдения Макдауэлл описал в научных журналах и популярных изданиях. В одной статье фигурировал показатель 21 г, его-то с тех пор и принято считать «весом души».
Правда, никаких отчётов у Макдауэлла не было, свидетелей тоже, да и кровать для взвешивания он предъявить не смог.
«Наличие у человека души? Это экспериментально непроверяемо, и такую задачу наука перед собой не ставит, - улыбается Павел Балабан, директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. - Пока даже не до конца ясно, что такое сознание и как оно формируется. Кстати, эти вопросы объявлены одной из главных научных проблем ХХI века. Вроде бы все органы уже изучили, геном расшифровали, а вот что такое сознание и где оно находится, ещё не установили. Я думаю, что обнаружить его невозможно: это всего лишь свойство работы мозга, его функционал. Допустим, если мы разберём радиоприёмник, мы не найдём внутри звуков, которые он издаёт. То же с сознанием: можно залезть в мозг, но его мы там не обнаружим! Что касается передачи на расстояние каких-то мыслей, знаний или образов, я не вижу такого канала ни у человека, ни в животном мире вообще. Хотя допустить такое можно и эксперименты можно проводить, ведь для науки не должно быть никаких ограничений. Только проводить эти эксперименты надо предельно честно, соблюдая все требования к ним!»
Впрочем, ряд исследователей (как прошлого, так и настоящего) полагают, что сознание вовсе не является функцией мозга, «живёт» отдельно от него и вполне может существовать после смерти тела. Так, Дэвид Хьюбел и Торстен Визел, специалисты по нейрофизиологии и лауреаты Нобелевской премии 1981 г., признавали: чтобы утверждать о связи мозга и сознания, нужно понять, что считывает и декодирует информацию, которая приходит от органов чувств. А это сделать невозможно.
Другой лауреат Нобелевской премии по медицине, нейрофизиолог Джон Эклс писал: «Нет никаких сомнений в том, что человеком управляет нечто, находящееся за пределами его тела». Несколько лет назад голландские физиологи провели масштабные исследования. «Сознание существует даже после того, как мозг перестаёт функционировать. Что касается мозга - это вовсе не мыслящая материя, а орган, как и любой другой, выполняющий строго определённые функции», - заявил Пим ван Ломмель, руководитель исследований.
Примечательно, что к похожим выводам приходят и учёные, чья деятельность с нейрофизиологией вроде бы не связана. Так, в Институте точной механики и вычислительной техники РАН, где собирают роботов, способных к обучению, автору этих строк доводилось слышать такое мнение: «Для сообщества идеально выглядела бы система, похожая на распределённый мозг муравейника: любой индивидуум, который чему-то научился, передаёт информацию «наверх», в некий сервер, супермозг. Соответственно другой, попав в похожую ситуацию, получает из сервера указания, как себя вести. Получается обмен опытом и знаниями, полезный для всей популяции, повышающий её эффективность. Это как в конструкторском бюро: какой-то сотрудник умер, но то, чем он занимался, осталось в виде чертежей - его опыт не пропал. Возможно, и у нас так же: проживаем свою жизнь, собираем знания, чтобы в момент смерти запулить их куда-то наверх».