За
Ирина, 45 лет, преподаватель:
– Мне кажется, это могло бы помочь решить проблему. Ведь люди, страдающие алкоголизмом, как правило, не осознают, что они больны, и поэтому не хотят лечиться. И никакие уговоры на них не действуют. Большинство из них уверены, что могут бросить пить в любой момент и редко обращаются к наркологу по собственной воле. И я думаю, что, если бы таких людей отправляли лечиться принудительно, многим это помогло бы вернуться к полноценной жизни. Пусть поначалу пациенты, может быть, и противились бы этому, но когда лечение начнет давать результаты, очень многие из них поймут, что без такого вот воздействия извне они никогда бы не смогли решить проблему с алкоголем. Ведь объяснить человеку, что его тяга к спиртному уже превратилась в болезнь, очень сложно. Алкоголики не верят своим близким, часто считают, что родственники «пилят» их безосновательно. А специалист-нарколог может назначить лечение лишь в том случае, если пациент пришел к нему на прием. Но ведь этот пациент ни за что не пойдет к доктору. И чтобы вылечить его, нужно применить силу. Для его же пользы! Просто одной из особенностей этой болезни является то, что чем сильнее она прогрессирует, тем меньше человек чувствует себя больным. И помочь ему можно только принудительно.
Иван, 32 года, менеджер:
– Алкоголики вредят не только себе, но и своим близким. Если в семье есть человек, злоупотребляющий спиртным, это негативно сказывается на психике всех домочадцев. Дети таких людей вырастают с комплексом неполноценности, потому что стесняются своих родителей. Они не могут пригласить в дом друзей, потому что там пьяный папа или дедушка. Да и на воспитание ребенка у алкоголика обычно нет ни времени, ни желания. И в результате ребенок в такой семье имеет очень большие шансы повторить путь своих родителей и пристраститься к спиртному. Поэтому мне кажется, что людей, злоупотребляющих спиртным, нужно лечить даже против их воли. Хотя бы ради их детей. Ведь своим пьянством они лишают ребенка не только семейного тепла, но подчас даже самых необходимых вещей. Стремясь достать денег на очередную порцию спиртного, алкоголик выносит из дома все вещи, вплоть до детских игрушек и одежды ребенка. Он разрушает не только свою жизнь, но и жизнь своих близких. Женщины уходят от таких мужчин, семьи рушатся, и дети растут без отцов. Конечно, принудительное лечение поможет не всем – думаю, больше половины таких больных вернутся к своему прежнему образу жизни, как только выйдут из больницы. Но ведь кому-то это поможет! Пусть это будет один пациент из ста! Но даже ради этого стоит попробовать. Ведь, вытянув его из такой ситуации, можно наладить жизнь его жены, детей, братьев и сестер, родителей. А это уже совсем немало!
Марина, 40 лет, продавец:
– Посмотрите, сколько преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения! Не поделили последнюю бутылку водки – и началась поножовщина. Не хватило денег на спиртное – пошли грабить прохожих. Такие ситуации, увы, не редкость. Я считаю, что алкоголиков нужно изолировать потому, что они представляют потенциальную опасность для окружающих. Не нужно дожидаться, пока этот человек кого-нибудь убьет или ограбит. Лучше заранее отправить его в больницу. Таким образом можно сохранить чью-то жизнь. А сколько женщин терпят домашнее насилие от пьющих мужей! И женам просто некуда деться от своих благоверных. Милиция их забирать не хочет, а если и забирает, то выпускает спустя 15 суток. Выставить мужа за дверь тоже подчас невозможно – он с кулаками отстоит свое место на диване. Поэтому, мне кажется, на алкоголика нужна хоть какая-то управа. И если он еще не совершил никакого серьезного преступления и не заслуживает тюрьмы, то у его близких должна быть возможность хоть на какое-то время избавиться от домашнего деспота. А если за это время еще и удастся превратить его в нормального человека, это будет просто замечательно!
Против
Павел, 49 лет, предприниматель:
– А кто будет определять, является ли человек алкоголиком? Один ведет себя неадекватно после бокала шампанского, а другой и пол-литра водки выпьет, не опьянев. Например, моя жена считает, что у меня проблемы с алкоголем. Да, действительно, несколько раз в неделю я выпиваю, чтобы снять стресс после рабочего дня и расслабиться. Но пью понемножку, никогда не напиваюсь, контролирую свое поведение, с утра у меня не бывает похмелья, и на следующий день я как ни в чем не бывало иду на работу. Что, меня нужно заковать в наручники и принудительно отправить к наркологу? Кого считать алкоголиком? Того, кто хотя бы раз в жизни пробовал спиртное? Тогда всю страну придется упечь в больницу! Или тащить к врачу только тех, кто каждый день напивается до невменяемого состояния? Но ведь таким людям уже не поможешь. Они окончательно утратили человеческий облик, и пытаться вернуть им его – бессмысленная затея.
Николай, 43 года, автослесарь:
– Что толку в принудительном лечении? Если человек не хочет избавиться от своей страсти к бутылке, стоит ему выйти из больницы, и он тут же побежит обмывать свое возвращение. На его лечение будет потрачена масса сил и денег, а результат все равно окажется нулевым. И, даже находясь в больнице, алкоголик будет использовать любую возможность, чтобы выпить. Все помнят советские времена, когда пьющих людей насильно отправляли в ЛТП, но ведь это не помогло победить алкоголизм. Для того чтобы человек вылечился, нужно в первую очередь его желание. И никакое принуждение не поможет. Даже если внимательно следить за пьяницей, отнимать у него деньги на спиртное, он все равно найдет возможность выпить. Ведь алкоголики проявляют чудеса изворотливости, если им нужно приложиться к бутылке! Только после того, как человек сам поймет, что пьянство мешает ему жить, можно говорить о каком-то лечении. А до этого момента все усилия врачей, милиции, родственников будут совершенно бесполезными.
Анна, 37 лет, администратор:
– По-моему, принудительное лечение человека от любой болезни, в том числе и от алкоголизма, ущемляет его права. Это его жизнь, и он вправе распоряжаться ею как ему хочется. Употребление алкоголя у нас по закону не преследуется. Если человек нарушает общественный порядок, громко поет песни, пристает к прохожим или, не дай бог, кого-то грабит и убивает, его действительно нужно изолировать, и при этом неважно, трезв он или пьян. А если он просто разрушает свою жизнь и здоровье и при этом не мешает окружающим, никто не вправе ему помешать в этом. В конце концов все знают, что алкоголь вызывает привыкание и что он вреден для здоровья. Но люди употребляют его совершенно сознательно. Они знают, на что идут, протягивая руку к рюмке с водкой. Это их выбор, и почему ообщество должно их к чему-то принуждать? Пусть даже нам кажется, что принудительное лечение идет на благо алкоголику. Но он-то может быть не согласен с этим мнением! Ведь никому не приходит в голову насильно держать на диете человека, больного язвой желудка. А ведь диета, безусловно, пошла бы ему на пользу!
В одном из следующих номеров «АиФ. Здоровье»: мы поговорим о ранних родах. Ваши высказывания присылайте нам по адресу: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 42, «АиФ. Здоровье», с пометкой «Дискуссионный клуб», или по электронной почте med@aif.ru