Старшее поколение ворчит: мы вас растили без памперсов и ходунков, видеонянь и прочих штучек... А давайте узнаем у детского невролога, насколько современные девайсы, облегчающие жизнь родителям, полезны детям.
Наш эксперт — врач-невролог детской поликлиники № 1 Московской областной больницы им. профессора В. Н. Розанова Анастасия Бутакова.
Считается, что материнский труд сегодня — сплошное наслаждение, ведь у мам столько умных помощников. И хотя разные приспособления действительно экономят время и силы родителей, не все из них хороши для детей. Выясним все за и против.
Мобиль над кроваткой
Зачарованный нежной мелодией и вращающимися игрушками кроха успокаивается и мирно засыпает.
За:
- развивает пространственное мышление (игрушки то удаляются, то приближаются);
- учит различать предметы по форме, размеру, цвету;
- нежная музыка способствует успокоению и концентрации внимания;
- развивает тактильность (в 3–4 месяца у малышей формируются хватательные способности);
- некоторые мобили могут использоваться в роли ночника;
- предоставляет отдых родителям.
Против:
- слишком насыщенные и яркие цвета неблагоприятно влияют на зрение и психику ребёнка;
- громкая музыка раздражает психику;
- мобили от непроверенных производителей могут быть опасны для здоровья детей, если имеют мелкие детали, ненадёжное крепление и т. д.
Вывод. Покупая мобили, читайте отзывы потребителей и выбирайте известных производителей. Важно: во избежание повышенной нагрузки на зрение игрушка должна быть подвешена на высоте не менее 30 см от лица ребёнка.
Альтернатива. Другие развивающие игрушки для кроваток с различными функциями.
Интерактивные игрушки
Современным родителям некогда петь детям колыбельные, читать потешки, рассказывать сказки и агукать. Да и зачем, если есть игрушки, которые всё это делают сами?
За:
- разве что возможность похвастаться перед другими родителями своими материальными возможностями.
Против:
- создают переизбыток шума, сильно раздражают психику;
- привлекают внимание ребёнка лишь ненадолго.
Вывод. Больших надежд на эти игрушки возлагать не стоит. Благодаря им ребёнок не заговорит быстрее, не полюбит музыку и не выучит английский. Стимулировать речь может лишь живое общение, а слух — звуки музыки и природы.
Альтернатива. Для развития младенца гораздо лучше подходят погремушки, мягкие кубики, пирамидки, каталки, книжки-шуршалки, неваляшки, сортеры, бизиборды, пирамидки-стаканчики, доски с вкладышами (например, с животными), пазлы из двух элементов. Когда малыш чуть подрастёт, можно добавить игрушки для развития мелкой моторики: пальчиковые краски, крупные конструкторы, кубики, колышки или шарики, которые нужно забивать молоточком (развивают зрительно-моторную координацию), игрушки-переливашки для ванны и прочее.
Шезлонг
В него можно поместить раскапризничавшегося малыша и включить тихую музыку. В шезлонге многие дети успокаиваются и засыпают гораздо быстрее, чем в кроватке.
За:
- удобство для родителей;
- больший обзор, чем из кроватки, позволяет малышу познавать окружающий мир;
- безопасность: качественные шезлонги оснащены хорошими фиксирующими ремнями;
- мобильность: мама может перенести шезлонг на кухню или к рабочему столу, и ей не придётся то и дело бегать к детской кроватке, а малыш никогда не останется один.
Против:
- короткое время применения: педиатры рекомендуют начинать использовать шезлонги не ранее чем в 3 месяца (когда младенец научится самостоятельно держать голову) и отучать малыша от них в 6–9 месяцев.
Вывод. Если есть финансовая возможность, то почему бы и нет.
Альтернатива. Стул-трансформер для кормления (в нём малыш может и сидеть, и лежать) или детская переносная люлька-автокресло. Существуют и варианты мобильных качелей для младенцев.
Ходунки
Кроха ещё не умеет стоять, но благодаря им может резво перемещаться по квартире. Юный исследователь доволен, родители счастливы.
За:
- обеспечивают весёлое времяпровождение ребёнку;
- предоставляют маме свободное время, которое та может потратить на домашние дела.
Против:
- в ходунках ребёнок чаще встаёт на носочки, что формирует неправильную постановку стопы, особенно если малыш, не умеющий ходить, проводит много времени вертикально;
- оказывают повышенную нагрузку на позвоночник и опорно-двигательный аппарат;
- негативно влияют на тазобедренный сустав, что может сказаться в будущем;
- ведут малышей к неуверенности при самостоятельных шагах, вызывают проблемы с равновесием;
- травмоопасны: из-за порогов, неровностей на полу, разбросанных игрушек ходунки могут перевернуться.
Вывод. Серьёзных минусов гораздо больше, а польза сомнительна. Если ребёнок ещё не ходит самостоятельно, значит, его мышцы и опорно-двигательный аппарат не готовы к прямохождению, поэтому этот навык не рекомендуется торопить.
Альтернатива. Её нет. Просто заручитесь терпением и подождите месяц-другой. Если хотите, чтобы ребёнок скорее пошёл, делайте гимнастику и массаж по показаниям врача.
Развивающий коврик с дугами
Положите на него ребёнка и наблюдайте, как он радуется, смеётся и при этом «умнеет» на глазах. Умилительное зрелище!
За:
- развивает тактильное восприятие, формирует зрительное и цветовое;
- расширяет кругозор и мышление, улучшает координацию движений;
- положительно влияет на память, слух и мелкую моторику;
- способствует физической активности (например, когда кроха тянется за игрушкой);
- даёт отдых родителям и позволяет сделать несколько забавных и красочных фото для семейного альбома.
Против:
- быстрая потеря интереса к игровой площадке: коврики можно использовать лишь с 3 месяцев, когда нервная система становится более адаптированной, а в полгода данный девайс ребёнку уже неинтересен.
Вывод. Если есть лишние деньги, приобретение можно себе позволить. Но к его выбору нужно подойти ответственно.
Альтернатива. Любые другие традиционные игрушки для детей до 1 года.