Наш эксперт – психолог Екатерина Маркова.
И конечно, припевать лучше хором
Хотите помочь малышу овладеть чувством ритма и развить у него музыкальные способности? Не запрещайте ему «петь что-то невнятное», даже если вы устали и хотите побыть в тишине. И больше пойте для него сами – ребёнок впитывает сейчас всё, что слышит.
Простые упражнения
Чтобы малыш научился петь хорошо поставленным голосом, поупражняйтесь с ним. Попросите исполнить знакомую песенку то тоненько – высоким голосом, «как котёнок», то басом, «как лев». Пусть малыш также поучится звукоподражанию: мычанию коров, лаю собак, чириканью птиц…
Что развивает пение?
Слух, внимание, чувство слога и речь, память, чувство ритма, воображение, образное мышление, восприятие красоты. Пение укрепляет голосовой и артикуляционный аппараты (это важно для детишек со слабыми связками), обеспечивает правильное произношение звуков (дикцию) и ровное дыхание. Музыка может успокоить эмоционально неустойчивых детей и «растормошить» маленьких интровертов. А на специальных уроках пения дети могут овладеть музыкальной грамотой и познакомиться с произведениями музыкальных классиков!
С какого возраста лучше заниматься?
Эксперты утверждают, что чем раньше малыш слышит звуки музыки, тем раньше он сам будет готов к занятиям пением. Средний возраст для знакомства с вокалом – 2–2,5 года. Но, чтобы по-настоящему освоить пение, заниматься необходимо систематически!
Как понять, что ребёнок склонен к пению?
- Он оживляется, когда слышит знакомую мелодию.
- Проявляет большую заинтересованность к предметам, издающим звуки.
- Из любого предмета пытается извлечь звук.
- Постоянно напевает себе под нос несуществующие мелодии.
- С радостью подпевает любимым героям мультиков.
Палка, палка, огуречик…
Чтобы человек мог видеть прекрасное в окружающем его мире, важно с детства уметь отображать и запечатлевать увиденное. Кроме того, с помощью различных цветов можно передавать настроение. А ещё, как утверждают психологи, рисование помогает избавиться от плохих эмоций (существует целое направление – арт-терапия), оставить на листе бумаги свои страхи. Более проницательные родители смогут увидеть в рисунках своих детей их мысли, желания и чувства.
Для начала попробуйте дать крохе пальчиковые краски. С их помощью можно рисовать не карандашом, а пальцами и ладошками! Подобное рисование заметно снижает психологическое напряжение, что крайне важно для легковозбудимых, гиперактивных и неусидчивых малышей.
Простые упражнения
Помогите малышу раскрасить одну ладошку разными цветами, потом он сложит ладошки вместе и оставит на листе бумаги их отпечатки так, чтобы кончики пальцев смотрели в разные стороны. Получатся красивые крылья бабочки. А теперь можно дорисовать туловище, головку и усики.
Что развивает рисование?
Мелкую моторику (которая напрямую связана с развитием речи у детей), тактильную чувствительность, повышает внимание, будоражит воображение, развивает усидчивость и восприятие прекрасного.
С какого возраста лучше заниматься?
Первое знакомство ребёнка с живописью, коллажами, техникой использования фломастеров, карандашей и гуаши можно начинать с 1 года. А в 3 года дети вполне могут учиться изображать формы предметов, движение, светотень.
Как понять, что ребёнок склонен к рисованию?
- Он любит выкладывать из различных предметов оригинальные нестандартные фигурки.
- Рисует подручными средствами (даже продуктами!).
- С увлечением рассматривает картинки в книгах, непроизвольно пальчиком проводя по линиям рисунка.
- Может подолгу смотреть в окно, наблюдать за происходящим на прогулке.
- Обожает раскраски.
Прыг–скок, прыг–скок…
Все мы знаем, что движение – это жизнь. А движение в танце – это жизнь, насыщенная положительными, укрепляющими здоровье эмоциями. Начать знакомство с танцами можно с овладения несложной двигательной гимнастикой или танцевальной импровизацией.
Простые упражнения
Включите весёлую музыку и попросите малыша изобразить какого-нибудь любимого персонажа мультфильма: как он двигается, как размахивает руками; затем включите спокойную музыку и попросите изобразить то же самое. Учите ребёнка выполнять движения так, чтобы они совпадали с музыкальным ритмом. А ещё малышу наверняка понравится вместе с вами покружиться, как ветерок, пошататься, как деревце, попрыгать, как зайка, поползать, как гусеница!
Что развивают танцы?
Психологи утверждают, что двигательная активность положительно влияет на умственное созревание малышей. При занятиях ритмикой и танцами у детей формируются пластика движений, владение телом, хорошая, ровная осанка, внутреннее чувство ритма, воображение, музыкальная и двигательная память, внимание. Замечено, что у детей, занимающихся с ранних лет ритмикой, наиболее крепкий иммунитет. И не забывайте, что в танце мы выплёскиваем отрицательную энергию, избавляемся от накопившихся отрицательных эмоций. Это очень важно, если ваш ребёнок гиперактивен.
С какого возраста лучше заниматься?
Отдавать ребёнка в специальную студию для занятий танцами лучше в возрасте 3 лет. Но дома с малышом вы можете заниматься ритмикой, когда ему исполнится 1–1,5 года.
Как понять, что ребёнок склонен к танцам?
- Он не может усидеть на месте, когда слышит музыку.
- Много чувств и эмоций вкладывает в движения под музыку.
- В танце участвуют все части тела (он не только подпрыгивает, а машет руками, крутит головой).
- Начинает ритмично двигаться, когда видит танцы по телевизору или на улице.
- В играх с игрушками двигает ими, имитируя танец.
Личное мнение
Михаил Грушевский:
– Учитывайте интересы детей! Нравится рисовать? Отдайте в художественную школу! Но не заставляйте делать то, что хочется вам. Моя дочь занимается музыкой, а недавно увлеклась волейболом. Я шучу, что она будет лучшей волейболисткой среди пианисток.