Провоцирует ли ковид задержку развития у детей?
По данным заместителя директора по научной работе ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, член-корреспондента РАН Александра Горелова, у 20% беременных, перенесших COVID-19, дети отстают в развитии. Объясняется это тем, что инфекция вызывает нарушение плацентарного кровообращения. В результате к ребенку в утробе поступает меньше кислорода, что может провоцировать задержку его развития.
«Пандемия продолжается всего два года, а беременные стали болеть коронавирусом меньше года назад (известно, что уханьский и британский штаммы обходили будущих мамочек стороной). Поэтому достаточная доказательная база, которая позволила бы однозначно утверждать, что коронавирус нарушает развитие детей, еще не накоплена», — поясняет доктор медицинских наук, профессор, президент Российской ассоциации репродукции человека, генеральный директор Международного центра репродуктивной медицины Владислав Корсак.
К тому же, говоря, что у женщин, перенесших коронавирус во время беременности, 20% детей рождается с задержкой развития, нужно смотреть, сколько детей с задержкой развития рождается у женщин, которые не болели коронавирусом во время беременности. Не исключено, что процент отставания будет таким же или аналогичным.
«Нельзя однозначно сказать, что коронавирус всегда пагубно влияет на дальнейшее развитие новорождённого, — рассказывает врач-акушер-гинеколог сети клиник «Атлас», кандидат медицинских наук Ольга Терехина. — Во-первых, детям, родившимся от матерей, заболевших COVID-19, не больше 2 лет, поэтому оценивать уровень интеллектуального развития пока трудно. С другой стороны, даже элементы временного отставания могут быть преодолены за счёт пластичности мозга новорожденного и его фантастически быстрой и эффективной реакции на изменения.
При оценке риска важно учитывать:
— Заболевания матери (сахарный диабет, проблемы со свёртывающей системой крови, онкологическими заболеваниями в прошлом, с заболеваниями лёгких до наступления беременности).
— Возраст мамы.
— Течение заболевания. При лёгкой форме и средней тяжести, как правило, заболевание не оставляет последствий для плода. При тяжёлой форме возможна различная клиническая картина у новорождённых: от бессимптомного течения до тяжёлой дыхательной недостаточности, поражений головного мозга, нарушений обмена сахара, заболеваний почек и органов брюшной полости.
— Срок, на котором мама перенесла коронавирусную инфекцию. При тяжёлом течении инфекции в 1 триместре отмечены случаи самопроизвольного прерывания беременности, закладки аномалий пороков развития, но нужно отметить, что такие случаи единичные. Третий триместр может осложниться преждевременными родами, развитием дистресс-синдрома плода в том случае, если мама заболела за 1-2 недели перед родами.
Нет точных доказательств вертикальной передачи инфекции внутриутробно от матери плоду, хотя отмечены случаи рождения малышей с уже имеющимися высокими уровнями Ig G. Причём уровень антител у новорождённых может быть значительно выше материнского, но пока точного объяснения причины такого явления нет. В то же время точно доказан горизонтальный путь передачи инфекции от матери новорождённому. Именно сейчас рекомендуется разобщение матери и новорождённого до выздоровления мамы.
Для самих беременных коронавирусная инфекция опасна развитием кровотечения, тромбозов, более быстрым присоединением вторичной инфекции и ухудшением состояния в силу того, что сама по себе беременность протекает на фоне физиологического иммунодефицита.
Сейчас пересмотрены подходы к назначению препаратов во время беременности, выработаны наиболее безопасные схемы. Но только врач может определить, кому необходима лекарственная терапия и госпитализация в стационар, а кому достаточно достаточно предпринять меры профилактики осложнений в домашних условиях. Важно, чтобы педиатр наблюдал ребенка и отслеживал последствия, если мама перенесла коронавирус.
Выявленная коронавирусная инфекция у беременной однозначно не является показанием к прерыванию беременности.
Вакцинацию желательно проводить для всех планирующих беременность за 6-9 месяцев до предполагаемого зачатия или после 22 недель у беременных из групп риска».
Как повлияли ковидные ограничения на психику детей?
Исследование, опубликованное в журнале Guardian, показало, что у детей, родившихся во время пандемии, значительно снижены вербальные, двигательные и общие когнитивные способности по сравнению с детьми, родившимися раньше.
В исследование были включены 672 ребенка из штата Род-Айленд. Из них 188 родились после июля 2020 г. и 308 — до января 2019 г., а 176 — в период с января 2019 г. по март 2020 г. Все дети родились доношенными и не имели отклонений в развитии.
По словам автора исследования, профессора педиатрии в Университете Брауна Шона Деони, дети эпохи пандемии показали шокирующе низкие результаты в тестах, предназначенных для оценки когнитивного развития.
Если в течение десятилетия, предшествовавшего пандемии, средний балл IQ по стандартизированным тестам для детей в возрасте от трех месяцев до трех лет колебался около 100, то для детей, родившихся во время пандемии, этот показатель упал до 78.
По словам Шона Деони, адъюнкт-профессора педиатрии, шокирующе низкие результаты в тестах дети эпохи пандемии показали из-за меньшего взаимодействия с внешним миром и неполноценного общения с родителями. Поскольку родители во время самоизоляции и периода ограничений находились в состоянии стресса, их общение с ребенком было деструктивным.
Профессор детского здоровья Наффилда в Университетском колледже Лондона Теренс Стефенсон отметил, что больше всего пострадали дети из семей с более низким социально-экономическим статусом, потому что их родители столкнулись с наибольшими трудностями.
«Безусловно, потребности во впечатлениях, общении с родителями, внешним миром для ребенка имеют огромное значение, а их отсутствие — это всегда травма для малыша, — рассказывает нейропсихолог, кандидат наук, директор научно-практического центра «Дом» Светлана Шишкова. — Однако с теми или иными ограничениями на разных этапах жизни сталкивается каждый ребенок независимо от эпидемиологической обстановки. Станет ли это для него травмой или, напротив, подстегнет его воображение и развитие, во многом зависит от особенностей его психики. В любом случае период строгих ограничений был не столь продолжительным, чтобы иметь долгосрочные необратимые последствия. К счастью, психика ребенка обладает большой гибкостью и при нормализации ситуации быстро восстанавливается. Особенно если родители впоследствии стараются больше времени проводить с ребенком и стремятся обеспечить ему интересный и разнообразный досуг».