1268

Прилипшие к экранам. Нужно ли вытаскивать детей из соцсетей?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. Вместо распутья и бездорожья — развязки и автострады 21/04/2021

Увлечение компьютерными играми сменило новое занятие — дети сидят в ТикТоке и часами смотрят видео на Ютьюбе.

Что делать, если ребёнок каждую свободную минуту «залипает» в экране?

Лёгкое удовольствие

«Соцсети, в частности ТикТок, — это доступное удовольствие, — объясняет старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований Института общественных наук РАНХиГС, кандидат психологических наук Кирилл Хломов. — Это приложение в принципе делает с детьми то же самое, что и другие социальные сети со взрослыми, многие из которых также часами просиживают в Инстаграме и Фейсбуке. Смысл таких продуктов — задержать интерес и внимание человека».

Каковы масштабы увлечения детей интернетом? Недавно МГУ провёл соответствующее исследование. Вот некоторые выводы. 70% школьников 9–10 лет и 90% школьников 13 лет пользуются интернетом бесконтрольно — когда рядом нет родителей, учителей. И 30% подростков проводят в интернете по 8–9 часов в сутки. Почти треть школьников получали в интернете сообщения сексуального характера, ещё больше сталкивались с сексуальными картинками или видео, 23% были жертвами травли в интернете, 46% детей сталкивались с информацией, несущей угрозу их здоровью или пропагандирующей насилие. Лишь 20–24% родителей проверяют, что дети делают в интернете. Ещё меньше используют фильтры и блокировки на просмотр конкретного содержания.

Как вытащить ребёнка из гаджета? Просто запреты здесь не помогут. «Если у ребёнка, который значительное время проводит в ТикТоке, вдруг отнять телефон, у него будет ощущение, что его лишили большей части удовольствия. Понятно, что ребёнок станет раздражённым, злым, агрессивным», — предупреждает К. Хломов.

Есть разные варианты обеспечить контроль. Можно ввести настройки в само приложение (в ТикТоке есть функция «Семейные настройки»), можно отключать Wi-Fi на домашнем роутере либо разрешать пользоваться смартфоном только определённое время. Общая рекомендация — ограничения вводить не резко, а плавно.

А дальше нужно предлагать альтернативы для освободившегося времени. «Взрослым надо быть готовым вынуть из своей жизни ровно то время, которое раньше ребёнок проводил в телефоне, — чтобы заниматься или общаться с детьми, — напоминает психолог. — Потому что никто другой это делать бесплатно не будет. С точки зрения здоровья и перспективы я бы советовал заменить соцсети физическим, двигательным удовольствием. Необязательно это должна быть профессиональная спортивная секция». Есть много активных занятий на улице, скажем, обучение катанию на роликах, скейтах и т. д.

Когда бегут в соцсети?

Просмотр и выкладывание роликов в ТикТок (как пошёл в школу, покормил кота, выучил танец или, извините, сходил в туалет) — это тоже форма общения. «Если у ребёнка в реальной жизни нет или недостаточно равноправного, принимающего, поддерживающего общения, то он с большой вероятностью будет сбегать в соцсети — чтобы удовлетворить там те же потребности, — говорит доцент кафедры детской и семейной психотерапии МГППУ и департамента психологии ВШЭ, семейный психотерапевт Елена Чеботарёва. — Те, кто сам снимает и выкладывает видео, хотят таким способом получить признание и повысить самооценку (получить „лайки“). Родители же поучают, контролируют. С обеих сторон накапливаются взаимные претензии, и дети сторонятся родителей, потому что только приоткроешься — сразу тебе каких-нибудь замечаний накидают. Родителей понять можно — у них своя тревога. А ребёнок находит альтернативные варианты поддержки. Тем более что в виртуальном мире всё проще. Легко войти в контакт, легко выйти из контакта, и нет никаких обязательств».

Отсюда рецепт — предлагать ребёнку живое интересное общение в соответствии с возрастом. «Если родители позовут в цирк, маленький ребёнок наверняка не откажется. Подростку можно купить билеты на концерт любимой группы, интерактивную выставку, — считает семейный психотерапевт. — Поощряйте ребёнка чаще проводить время в живой компании, ходить с друзьями в кино, на квесты, фестивали. Ищите, что ему интересно. Чтобы узнать это, можно иногда и ТикТок вместе с ним посмотреть».

Спросить с себя

Родителям, обеспокоенным зависанием ребёнка в ТикТоке, надо начинать с себя, считает завотделом Центра развития стратегии образования МГУ им. Ломоносова, кандидат педагогических наук Константин Зискин. «Следует задуматься: что надо ему, родителю, изменить в себе, своём поведении и отношениях с ребёнком, чтобы эта ситуация изменилась? — уверен педагог. — Это принципиальный вопрос: прежде чем откуда-то куда-то вытаскивать, надо очень чётко понять — зачем. Во-первых, о времени зависания. Как считать? Например, 10 минут — много или мало? А 2 часа? 6 часов? Во-вторых, надо разобраться, что ребёнок смотрит — котиков, собачек или видео про самоубийц. Третий вопрос — насколько такие видео влияют на поведение. Например, один начал смотреть ТикТок — потом пошёл воровать в магазине. А другой так увлёкся, что записался в кружок по разработке дронов».

Пока даже на первый вопрос, сколько времени ребёнок может безопасно проводить перед экраном монитора, нет однозначного ответа. Данные учёных и врачей разнятся. К примеру, есть рекомендации Роспотребнадзора, где эта цифра для подростков суммарно в день не больше 4 часов, а для младших школьников — 2 часа. Проверить, сколько часов ребёнок проводит в интернете, несложно. В современных смартфонах есть возможность узнать время пользования приложением. Но почему именно такие нормы взяты?

«Когда мы начнём разбираться с этим вопросом, может оказаться, что вообще никакой проблемы нет, — заключает эксперт. — По аналогии — как загнать ребёнка с улицы домой? А может быть, вообще не надо загонять. Подождите 15 минут, и он сам придёт. То же самое с ТикТок: а может, это просто такой период, в который дети ведут себя вот так. Представления родителей о мироустройстве не совпадают с реальностью мироустройства».

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы