С началом нового учебного года у родителей возникает проблема — как мотивировать ребенка на учебу. В ход идут всевозможные манипуляции и даже запрет заниматься любимым делом или хобби. Кроме того, родители начинают отбирать телефоны и прочие гаджеты. Поможет ли это полюбить школу и захотеть учиться, aif.ru рассказала психолог высшей категории Института детской и взрослой неврологии и эпилептологии им. Святителя Луки Елена Макарова.
«В основе мотивации лежит желание ребенка что-то сделать. Если взрослый может себя убедить словами, то ребенок скорее будет действовать исходя из эмоционального состояния. Так что перефразируем и спросим, как сделать так, чтобы ребенок захотел пойти в школу, чтобы ему там было комфортно и интересно? Согласитесь, в таком случае не все зависит только от ребенка», — говорит Елена Макарова.
Стоит рассматривать школу, говорит психолог, с детской точки зрения, чтобы лучше понять, что ему там может быть интересно, а что совсем никак не привлекает.
«Несомненно, у каждого ребенка свой опыт, свои переживания. Но обычно в первый класс большинство ребят идут с желанием. И здесь больше дело в смене статуса — теперь ты стал большим, школьником, появился портфель, форма, ответственность», — поясняет специалист.
В средней школе зона интереса обычно смещается на друзей, в старшей — на новый класс, профиль, подготовку к экзаменам. Если ребенок совсем не хочет идти в школу, то нужно разбираться и разрешать те опасения и тревоги, которые привели к таким выводам, советует Елена Макарова.
Родитель может многое, но нередко в стремлении добиться своего он совершает серьезные ошибки, которые никак не помогают ребенку успешно учиться. В их числе следующие пункты:
Ребенок вряд ли захочет идти в школу, если родитель сам сильно встревожен и передает ребенку следующее ощущение: с началом школы жизнь значимо изменится, причем не в лучшую сторону. «Обычно это можно распознать по словам “все, отдых завершился, теперь в школу, закончились каникулы — начинаем трудиться”. В таких случаях нам важно задуматься, насколько действительно изменится режим, откажемся ли мы от интересных дел, которыми занимались летом. Можно заранее вернуть режим, который соответствует школьному. Хорошо продумать, какие “летние дела” ребенок сможет продолжать выполнять во второй половине дня, ведь школьное обучение обычно завершается к обеду», — рекомендует специалист.
Ребенок вряд ли захочет учиться, если пытаться заставить его ходить в школу и выполнять домашние задания за счет запрета его хобби. То есть попытки манипулировать — если ты не хочешь учиться, значит, и играть на гитаре не будешь — обречены на провал. Такой же эффект будет, если отбирать у ребенка телефон и запрещать ему смотреть в интернете любимые видео. Конечно, это не значит, что ребенок должен целыми днями сидеть в гаджетах, если он это так любит. Но и совсем отбирать их в качестве наказания — не выход. «Если мы к началу школьного обучения введем ограничение на игры или просмотр видео, то это совершенно справедливо вызовет у ребенка отказ и протест», — предупреждает Елена Макарова.
Ребенок не захочет идти в школу, если родитель в основном говорит про трудности обучения и мало уделяет внимания тому новому и интересному, что несет за собой обучение. «Давайте представим, ребенок еще никогда не встречался с биологией. Еще до того, как в первый раз пройдет этот урок, мы можем указать своему ребенку, что лично нам эта наука совсем не нравилась, была трудной и непонятной. А можем акцентировать внимание на том, какие интересные моменты ждут ребенка при изучении окружающего мира, растений и животных. Если родитель передает ребенку увлечение и интерес к школьному предмету, то это будет очень благоприятно действовать на мотивацию», — рассказывает психолог Макарова.
Специалист рекомендует больше разговаривать с детьми, подчеркивать их успехи, а также указывать на то, что любые трудности можно преодолеть. Радоваться успехам, даже незначительным, также надо с ребенком вместе. «Не забывайте, что в школе ребята не только учатся, но и общаются с друзьями, обсуждайте встречи, изменения и интересы одноклассников. Тогда и адаптация в новом учебном году у ребенка пройдет успешно, а учиться ему будет интересно», — резюмирует Елена Макарова.