Примерное время чтения: 6 минут
384

Обрушит мозг. Врач Семенова: гаджеты детей нужно контролировать до 17 лет

IuriiSokolov / istockphoto.com

На каникулах детям разрешают использовать гаджеты чаще и дольше. И очень зря. Учитель-дефектолог центра психолого-педагогической помощи в педиатрии НМИЦ здоровья детей Минздрава России Юлия Семёнова рассказала aif.ru, почему это вредно и как ребенку лучше провести эти новогодние праздники.

— Известно, что бесконтрольное использование гаджетов негативно влияет на адаптационные механизмы детского организма, психическое развитие ребенка, повышает риск формирования зависимого поведения в будущем.

Практически все гаджеты — источники синего света, в котором много энергии, а его волны могут влиять на работу организма. Длительное использование электронного устройства с интенсивным свечением экрана подавляет выработку мелатонина, что приводит к сбою циркадного ритма (режима бодрствования и сна) и нарушению сна, что в сочетании с сенсорной перегрузкой и высоким уровнем напряжения при обработке большого объема информации приводит к нарушениям функционирования ЦНС и отклонениям в поведении ребенка.

Специалисты сошлись в едином мнении, что смотреть в экран телевизора либо планшета, а также слушать аудиозаписи детям до двух лет нецелесообразно. Это связано с тем, что в силу незрелости зрительного и слухового анализатора, а также несовершенства мышления, малыш не способен уловить суть и смысл увиденного, а значит, подобная информация не несет развивающего и полезного эффекта. В итоге ребенок получает огромный поток неконтролируемых разнообразных сенсорных стимулов, к которым его организм не готов. В результате происходит нервное напряжение, ведущее к истощению.

В возрасте 2-3 лет взрослые могут начать совместный с ребенком просмотр короткого мультфильма или прослушивание детской песенки. Ее длина должна составлять 5-10 минут. Согласно рекомендациям экспертов, во время экранного просмотра родители обязательно должны быть вместе с малышом, объяснять и комментировать увиденное, разъяснять поведение экранных героев, смысл тех или иных поступков, озвучивать те чувства, которые испытывают персонажи и сам ребенок.

Приобщение детей к работе за компьютером возможно только в 5-6 лет, при достижении определенного уровня познавательного и эмоционально-волевого развития. Чтобы избежать чрезмерного эмоционального напряжения и переутомления, компьютерная игра для дошкольника должна иметь простой логически завершенный сюжет и содержать игровые развивающие мини-задания. Согласно санитарными требованиям, длительность игры за компьютером для ребенка пяти лет должно составлять 10 минут, а для шестилетнего — 15 минут.

Начать знакомство детей с возможностями интернета полезно в младшем школьном возрасте (7-10 лет), когда происходит активное овладение учебной деятельностью, расширяется коммуникативный репертуар и круг социальных контактов, развивается способность прогнозировать развитие событий. В младших классах взрослые должны полностью контролировать количество и содержание получаемой ребенком информации и формировать у него культуру безопасной работы в Сети. Самостоятельное использование интернета целесообразно лишь при достижении детей определенного уровня психической и социальной зрелости — к 15-17 годам. В старшем школьном возрасте специалисты рекомендуют подросткам работать в Сети не более трех часов в день.

Если подросток злоупотребляет использованием гаджетов, то не стоит его обвинять в этом или лишать его единственного привлекательного занятия, отталкивая тем самым от близких. Гораздо полезнее быть рядом с ним, постараться вместе наладить режим дня, контакты со сверстниками, расширить круг интересов, помочь построить жизненные планы, постепенно снижая этим значимость привлекательной деятельности в интернете. Может помочь и обращение к специалистам (медицинский психолог, психиатр, невролог).

При планировании досуга ребенка в новогодние праздники родителям важно придерживаться его привычного режима: время приёма пищи, учебной/продуктивной деятельности, дневного отдыха, физической активности, свободной деятельности и ночного сна. Это позволит поддержать его хорошее самочувствие и предупредить психофизические перегрузки.

Для детей любого возраста полезны прогулки и посильная физическая активность на свежем воздухе (подвижные игры, катание на санках, лыжах, коньках).

Следует чередовать физическую и умственную активность, домашние обязанности, общение с близкими и сверстниками, хобби и посещение парков, культурных мест (театров, музеев).

С детьми дошкольного возраста (от трех до семи лет) в домашних условиях родители могут организовать с ребенком сюжетно-ролевую игру (для этого потребуются куклы, фигурки животных и другие игрушки), совместное конструирование (собирание простых пазлов, заполнение крупных раскрасок с наклейками), художественную деятельность (плетение из крупного бисера, несложная мозаика, лепка из теста), простые настольные игры по правилам (простые настольные игры «Ходилки», UNO и др.).

Важно избегать чрезмерных эмоциональных перегрузок во время праздничных событий, поэтому посещение дошкольника массовых культурных мероприятий должно быть организовано взрослыми с учетом возрастных ограничений, преимущественно в первой половине дня, с длительностью не более 30-35 мин.

Поскольку в младшем школьном возрасте (7–10 лет) формируется и появляется способность к произвольной регуляции поведения, что позволяет ребенку действовать, руководствуясь сознательно поставленными целями, вместе с младшими школьниками можно запланировать поиграть в настольные ролевые игры («Лепешка», «Спящие королевы», «Жизнь» и многие другие), заняться прикладным творчеством (алмазные мозаики, вышивание, лепка из глины и много другое), попробовать приготовить какое-нибудь простое блюдо для близких (например, фруктовый салат) или смастерить что-то полезное (кормушку для птиц), поставить научный эксперимент с помощью набора для детских опытов («Юный химик» и многое другое). Для поддержания познавательного интереса и расширения кругозора полезно для младших школьников посещение театральных спектаклей, выставок, научно-популярных мероприятий с учетом их интересов.

Подростковый возраст (от 11 до 17 лет) — переходный этап от детства к взрослости. Поддержка инициатив подростка в организации досуга и общения со сверстниками (например, посещение тематических зимних школ, спортивных соревнований), социальной активности (например, участие в волонтерском движении), совместное обсуждение планов на праздничные дни с учетом возможностей и интересов каждого члена семьи необходимы для укрепления активной жизненной позиции, самостоятельности и ответственности.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы