6-9 лет
Этот возраст – первое серьёзное испытание для памяти, и сейчас с малышом нужно много заниматься. Постарайтесь проводить вместе больше времени – гуляйте, общайтесь, всей семьёй делайте домашние задания. Избегайте делать замечания вроде: «Почему ты ничего не помнишь? Тебе же в школе объясняли!» Лучше повторите материал ещё раз – дома он усвоится лучше.
Упражнения в этом возрасте. Разучивайте с ребёнком скороговорки. Начинайте с простых: «У ежа – ежата, у ужа – ужата», постепенно переходя к более сложным: «Хитрую сороку поймать морока, а на сорок сорок – сорок морок». Они не только тренируют память, но и отлично развивают образное мышление, дикцию.
«Цифровая путаница»
В произвольном порядке напишите на бумаге несколько цифр – например, 1, 5, 7, 2, 4, 8. Попросите ребёнка их запомнить, а затем закройте числовой ряд рукой. Задача школьника – не просто назвать их в том порядке, в котором они были написаны, но и ответить на ваши вопросы. Например: какая цифра находилась справа от двойки? Какая – слева от восьмёрки? Сколько получится, если сложить первые две цифры?
«Удачное определение»
Напишите несколько слов, которые часто используются в обиходе (каша, щётка, бусы, портфель…), и попросите ребёнка придумать для каждого предмета определение (каша вкусная, щётка жёсткая…). Затем запишите одни определения и проверьте, сможет ли малыш не подсматривая написать рядом с ними исходное слово.
«Фото на память»
Попросите ребёнка заглянуть, например, в шкаф и мысленно сфотографировать предметы, которые находятся на одной из полок. А затем закрыть глаза и перечислить всё, что удалось запомнить.
«Бездонный мешок»
Чем больше игроков будет в этой игре, тем лучше. Взрослый начинает: «Я положил в мешок яблоки». Один из игроков повторяет сказанное и добавляет что-то своё: «Я положил в мешок яблоки и груши». Следующий игрок тоже повторяет фразу и вновь добавляет что-то от себя, и так далее, пока кто-то при перечислении содержимого мешка не допустит ошибки.
«Весёлые переодевалки»
В эту игру также лучше играть втроём – впятером. Выберите ведущего и попросите игроков запомнить его облик. Затем ведущий выходит за дверь и, например, расстёгивает верхнюю пуговицу на рубашке или надевает пояс. Задача игроков – угадать, что именно изменилось в его облике.
Интересно
Эти действия кажутся нелогичными, но на самом деле они активизируют максимальное количество зон коры головного мозга и помогают развивать память.
Просите ребёнка размешивать чай не той рукой, какой он делает это обычно, чаще перекладывать предметы из одной руки в другую.
Во время прогулок обращайте его внимание на звуки – пусть прислушается к шуму машин, звуку шагов, попробует воспроизвести обрывки разговоров.
Время от времени просите его что-то сделать с закрытыми глазами.
Хотя бы раз в день на 10–15 минут включайте классическую музыку.
Иногда играйте, читая слова наоборот.
Попробуйте «рисовать» кончиком носа геометрические фигуры.
9-12 лет
В этом возрасте активно развивается логическая память, а механическая угасает. Ребёнок более осмысленно подходит к изучению материала, но ему сложнее запомнить вещи, которые нужно… просто запомнить.
Упражнения в этом возрасте. Попробуйте вместе выучить небольшое стихотворение. Для этого придумайте для каждой строчки ассоциативный ряд или сопоставьте её с известным вам обоим событием. Такой способ запоминания стихов продуктивнее обычного зазубривания.
Постоянно предлагайте подростку запоминать и воспроизводить длинные списки из слов, букв, цифр. Для этого научите его искать среди них ключевые и «привязывать» к ним все остальные. Например, в ряду «пальто, шуба, шорты, платье, одежда» ключевым будет «одежда». Сначала верхняя – пальто, шуба. Потом остальное – шорты, платье. Главная задача – показать ребёнку, что упорядочить, систематизировать (а значит, и запомнить) можно любую информацию.
«Интересный рассказ»
Назовите несколько слов, например: «крокодил», «лента», «поляна», «молоко», «рубашка» – и предложите подростку объединить их в рассказ. Чем больше слов, тем сложнее задание.
«Сложнее не придумаешь»
Напишите на бумаге несколько сложных слов – например, «пульверизатор», «фотогеничность», «демобилизация»… Попросите ребёнка прочитать их, произнести вслух и, наконец, написать – желательно без ошибок.
«Игра в ассоциации»
Называйте слова и попросите подростка ответить на каждое ваше слово своим, первым пришедшим ему в голову. Затем предложите вспомнить слова, которые вы называли.
Кстати
Еда для хорошей памяти:
- Каши
- Орехи
- Бобовые
- Овощи
- Фрукты
- Жирная рыба
- Растительное масло
- Печёнка
- Молоко и молочные продукты
- Вода - не менее 4 стаканов в день
Личное мнение
Татьяна Полякова:
– Маленькие дети впитывают огромный объём информации. Если ребёнок растёт в хорошей семье, то у него достаточно всего вокруг для тренировки памяти, специально тренировать я не вижу смысла. Хотя, если ребёнку нравится этим заниматься, то почему бы и нет?

Мозг во сне. 10 занимательных фактов
«Умные таблетки». Стоит ли здоровым людям принимать допинг для мозга?
Шевели извилинами! Какие упражнения тренируют мозг
Тренируем мозг. Как сделать ум острее?
Питание для мозга: какие продукты поддержат ясность ума