Наши дети пережили большой стресс, когда занятия резко перешли в дистанционный формат. Как идти учиться очно после столь длительной разлуки?
Наш эксперт — врач-невролог, заведующий кафедрой нервных болезней Первого Московского медицинского университета имени И. М. Сеченова, профессор, доктор медицинских наук Владимир Парфёнов.
И это пройдёт
Елена Нечаенко, «АиФ. Здоровье»: — Выросло ли в связи с пандемией число нервных заболеваний у детей?
Владимир Парфёнов: — Пережитый стресс повлиял на всех от мала до велика. Ситуация усугубляется ещё и тем, что в период самоизоляции некоторые родители потеряли работу, уверенность в зав трашнем дне. Остро встала проблема домашнего насилия. А дети — это индикатор неблагополучия в семье. Они более остро переживают любые тяжёлые ситуации. Поэтому по возможности их следует максимально ограждать от этого. Чем спокойнее мамы и папы себя ведут, тем лучше для нервной системы детей. Наладить здоровую психологическую атмосферу в доме крайне важно, но, увы, очень непросто. Во многих случаях, если у ребёнка возникают какие-то психологические нарушения, в первую очередь в помощи психолога или психотерапевта нуждаются его родители, а не он.
— Что делать родителям, чтобы оградить детей от невротизации?
— Держать себя в руках. Не впадать в отчаяние, панику. Стараться поддерживать в себе и детях оптимизм. Следить за режимом и питанием. Не давать детям всё время проводить со смартфоном и у телевизора. Пусть больше гуляют, играют, занимаются спортом. Не нужно детей чрезмерно перегружать, но и не обращать на них внимания, предоставляя их самим себе, тоже опасно.
Когда нужен специалист
— Совсем скоро дети вернутся в классы. Прогнозируете ли вы увеличение числа нервных болезней у школьников?
— На этот вопрос даст ответ только статистика, которой пока нет. Но могу сказать, что число неврологических заболеваний за последние годы остаётся стабильным. Да и число больных с тревожными расстройствами меняется незначительно. Поэтому полагаю, что ожидать вала таких заболеваний не следует. Но то, что возрастёт число детей и взрослых со стрессовыми расстройствами, не вызывает сомнения. Тем не менее, как показала практика, гораздо тяжелее ситуация последних месяцев ударила не по нервной системе детей, а по их зрению и здоровью позвоночника. Причина — в гаджетах, с которыми дети были неразлучны в течение всей самоизоляции.
— Какие симптомы у детей должны побудить обратиться к неврологу? А с какими жалобами лучше идти к психологу?
— К неврологу надо обратиться, если у ребёнка появились головные боли, головокружение, невротические тики, заикание, обмороки, нарушения сна, ночное недержание мочи (энурез). А вот с поведенческими расстройствами, такими как замкнутость, сложности с общением в коллективе, вызывающим поведением и прочим, это скорее к психологу. В тяжёлых случаях — к психиатру.
Волноваться или подождать?
— Вы упомянули энурез. Может ли он возникнуть из-за школьного стресса?
— Разумеется. Ведь начало учёбы — огромнейшее нервное потрясение для ребёнка. И любые скрытые заболевания и нарушения в этот период могут проявиться или, что бывает чаще, усилиться.
— А почему энурез лечат не урологи, а неврологи?
— Тут всё зависит от того, из-за чего возникло нарушение. Если из-за анатомических причин, патологий мочевыводящих путей, то нужен уролог. Но в большинстве случаев это неврологическое нарушение (часто имеющее наследственную природу), причиной усиления которого может стать стресс, в том числе и школьный. К счастью, энурез — явление доброкачественное. Даже без лечения годам к 14 в среднем он проходит сам. А благодаря помощи невролога избавиться от ночного недер жания мочи удаётся гораздо раньше. Самое главное — жёсткий пить евой режим (не давать ребёнку пить на ночь). Редко энурез сохраняется и во взрослом возрасте, но это также поправимо.
— Порой у детей в связи с учёбой появляются тики. Один ребёнок начинает дёр гать плечом, другой — глазом, третий чешется. Есть мнение, что тики со временем проходят сами собой. Это так?
— Чаще всего да. Но это относится к невротическому тику, в отличие от тяжёлого и пока неизлечимого генерализованного тика — синдрома Туретта.
— Часто неврологи ставят детям с неопасными, но осложняющими жизнь расстройст вами диагноз «вегетативная дистония». Что это за болезнь?
— Это никакая не болезнь. Тем не менее такой диагноз очень популярен у части неврологов. На деле за ним может скрываться что угодно: и мигрень, и нарушения сна, и обмороки. Поэтому, столкнувшись с таким диагнозом, надо идти к другому неврологу и продолжать диагностические поиски.
Лекарства для отличника
— Порой родители, начитавшись форумов в сети, начинают лечить детей сами. Серьёзных лекарств, как правило, не дают. Но лёгкие успокоительные в случае повышенной тревожности и ноотропы — для улучшения сообразительности — это пожалуйста. Как вы относитесь к этому?
— К самолечению я, как и любой врач, отношусь плохо. Чудо-таблетки, которая бы мигом сняла тревожность у пациента, не существует. Тут необходимы комплексное лечение разными группами препаратов плюс психотерапия. Что касается ноотропов, нет ни одного убедительного доказательства их эффективности для усиления мозговой деятельности. Применять или нет (и какие именно) лекарства, решает только невролог или психиатр, по смотрев ребёнка. Ещё раз повторю: чаще лечить надо родителей, а не детей.
— Насколько важен для профилактики нервных нарушений здоровый образ жизни?
— Это самое важное наряду с благоприятным климатом в семье. Если не допускать физических, психических и интеллектуальных перегрузок у ребёнка, обеспечить ему здоровый режим и достаточный сон, оптимальный уровень физической активности и прогулок на свежем воздухе, а также организовать правильное питание, то всё будет у него хорошо.
— Правда ли, что избыток сахара очень плохо действует на психику, ведёт к перевозбуждению нервной системы и подготавливает ребёнка к другим видам опасных зависимостей?
— Нет, это не доказано. Переедание и избыток сладкого вредят многому в организме, но на психику такого влияния не оказывают. Однако привычка заедать стресс сладким может привести к серьёзным нарушениям пищевого поведения, избыточному весу и дальнейшим проблемам впоследствии.