Примерное время чтения: 4 минуты
4301

«Мягкий аутизм». 5 симптомов синдрома Аспергера у ребёнка

/ Ground Picture / Shutterstock.com

Синдром Аспергера — врожденное заболевание, один из видов аутизма, который в среднем встречается у 0,06% населения. Но в последнее время все чаще и чаще говорят о «тихой эпидемии аутизма». Как заподозрить, что ребенок не такой как все?

Aif.ru рассказала нейропсихолог, руководитель Научно-практического центра «Дом», кандидат наук Светлана Шишкова.

Известно, что это расстройство было диагностировано у многих известных людей — как уже ушедших, так и ныне живущих — у Альберта Эйнштейна, Чарльза Дарвина, Николы Тесла, Стивена Спилберга, Билла Гейтса, Вуди Аллена, Киану Ривза, Лионелля Месси, Илона Маска. Синдром в четыре раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Главное проявление синдрома Аспергера — отсутствие эмпатии, до какой-то степени отгороженность от внешнего мира и неспособность распознавать эмоции других людей. При этом внешне такие дети ничем не отличаются от сверстников, более того, в интеллектуальном развитии они нередко опережают других детей. Нередко детей с синдромом Аспергера называют «маленькими профессорами». Они «специализируются» с раннего детства, собирая подробную информацию по какой-нибудь узкой теме и удивляют окружающих своими глубокими познаниями в этом вопросе и свободным владением сложной лексикой.

К сожалению, у ребенка с синдромом Аспергера выше шанс стать изгоем и предметом травли в детских коллективах. Такие дети не умеют общаться, заводить друзей и поддерживать отношения. Они не понимают шуток, не распознают намеков, не «читают» язык жестов и тела, не различают тембра голоса, часто вступают в разговор невпопад.

Дети с синдромом Аспергера неуклюжи и неловки, часто страдают нарушением координации, поэтому никогда не участвуют в подвижных детских играх, а предпочитают игры с четко прописанными правилами и условиями. При этом такие дети хотят дружить и не понимают, почему их сторонятся окружающие.

Они чересчур прямолинейны, предпочитают действовать по строго намеченному плану, и любое изменение привычного ритма жизни может вызвать у них срыв.

У таких детей повышенная сенсорная чувствительность — их раздражают яркий свет, громкие звуки, необычные запахи и т. д.

Чаще всего социальные нарушения становятся очевидными при поступлении в дошкольное учреждение. Диагноз такие дети получают с 4 до 11 лет.

Кто ставит диагноз?

Для подтверждения или исключения диагноза «синдром Аспергера» обычно требуется вердикт команды врачей — психолога, невролога, психиатра, дефектолога, которые имеют опыт в диагностике этого заболевания.

Врачи обращают внимание на:

1. На зрительный контакт — пациенты с аутизмом вообще и с синдромом Аспергера в частности обычно избегают зрительного контакта и стараются не смотреть в глаза.

2. Неспособность откликаться на свое имя.

3. Отчужденность, отсутствие интереса к сверстникам.

4. Неспособность использовать жесты.

5. Стереотипное и повторяющееся моторное поведение — обычно оно включает в себя движения руками (взмах или скручивание), раскачивание и т. д., которые повторяются длительно и похожи на ритуал. Также для детей с синдромом Аспергера характерны эхолалии — бесконтрольные повторения услышанных слов.

Можно ли вылечить детей с синдромом Аспергера?

Синдром Аспергера на сегодня признан врожденным и неизлечимым состоянием. Однако исследования показывают, у большинства детей с таким синдромом, с которыми с раннего возраста занимались родители, психологи, врачи, обучая социальному взаимодействию, умению вести диалог, поддерживать и развивать отношения с окружающими людьми, отмечается значительное улучшение состояния в начальной школе и подростковом возрасте.

Сильными сторонами людей с синдромом Аспергера считаются высокая концентрация во время длительной рутинной работы и быстрое усвоение логических правил и шаблонов, благодаря чему они, как правило, быстро находят себе вид деятельности, который позволяет им достичь финансового благополучия или хотя бы стабильности. По мере взросления пациентов с таким диагнозом отмечается положительная динамика, хотя социальные и коммуникационные проблемы, как правило, сохраняются до конца жизни, ребенок учится с ними жить.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы