В каком возрасте ребенок начинает познавать окружающий мир? Об этом aif.ru рассказала профессор кафедры неонатологии Института непрерывного образования и профессионального развития Пироговского Университета Мария Дегтярева.
Три месяца — это возраст, когда младенец начинает активно взаимодействовать с окружающим миром. В этом возрасте он не просто растет физически, но и совершает важные шаги в развитии когнитивных и моторных навыков. Разберем ключевые моменты, которые происходят в этот период, и их значение для дальнейшего развития ребенка.
Первые шаги к самостоятельности
К трем месяцам ребенок уверенно держит голову, когда лежит на животе, и может опираться на предплечья, что дает ему возможность исследовать окружающий мир с новой точки зрения. Эта способность становится основой для будущей познавательной активности, так как расширяется поле зрения малыша и увеличивается интерес к окружающим предметам.
Манипуляция предметами — еще один важный навык, который начинает формироваться в этом возрасте. Основной способ взаимодействия — удержание предмета и его поднесение ко рту. Этот процесс свидетельствует о начальном этапе координации движений, хотя захват предметов еще остается несовершенным.
Однако родители могут столкнуться с неожиданным явлением: ребенок с радостью берет игрушку, но через некоторое время начинает плакать, не разжимая кулачка. Это связано с тем, что захват предмета у малыша рефлекторный, а разжимание кисти требует осознанного контроля, который пока еще не сформирован. Этот временный дискомфорт — естественный этап развития.

Социальное развитие и предречевые навыки
К этому возрасту малыш активно взаимодействует со взрослыми. Одним из ключевых признаков социального развития является так называемый «комплекс оживления». Это реакция на ласковый разговор и прикосновения взрослого: ребенок улыбается, двигает конечностями и выражает радость. Это поведение — не просто милый жест, а важный этап предречевого развития.
Научные исследования подтверждают, что общение играет ключевую роль в развитии речи. Уже к месяцу жизни младенец различает звуки человеческой речи и шумовые раздражители. Пение, разговоры родителей и живое общение помогают малышу осваивать первые звуки. Гуление — это первые попытки коммуникации, а эмоции взрослых становятся для ребенка ориентиром в освоении языка.
Когда пора сидеть?
Один из наиболее распространенных вопросов родителей: когда ребенок должен начать сидеть? Ответ зависит от готовности опорно-двигательной системы, и в первую очередь, позвоночника. Для безопасного и физиологически правильного сидения у ребенка должен сформироваться поясничный лордоз — естественный изгиб позвоночника. Этот процесс происходит, когда малыш лежит на животе и поднимается на четвереньки.
Чтобы помочь ребенку подготовиться к этому этапу, специалисты рекомендуют чаще выкладывать его на живот, создавая условия для развития мышц спины и таза. Важно, чтобы поверхность для упражнений была нескользкой — обычный пол будет идеальным вариантом.
Развитие самостоятельности и безопасность
Важным этапом становится и формирование самостоятельности в приеме пищи. Позволяя ребенку участвовать в процессе кормления, родители закладывают основу для развития автономности. Первые попытки самостоятельно есть могут быть неаккуратными, но этот опыт необходим. Если родители препятствуют этому процессу, ребенок может привыкнуть к кормлению взрослыми и отказаться от самостоятельных попыток есть в будущем.
Также стоит помнить о потенциальных опасностях, особенно начиная с пятого-шестого месяца жизни. В этот период малыш становится подвижнее, но еще не осознает границы своих возможностей. Например, если ребенок сидит на руках у взрослого за обеденным столом, рядом с которым стоит кружка с горячим чаем, это может привести к ожогам. Кроме того, укладывание ребенка на диван, окруженный подушками, небезопасно: при попытках двигаться он может упасть вниз головой, что чревато травмами.