Во многих странах мира из-за ковида изменился график прививок. Теперь в один день разрешается прививать неограниченным количеством вакцин. Как на это может отреагировать организм ребёнка?
Рассказывает руководитель отдела профилактики инфекционных заболеваний ФГБУ «Детский научно-клинический центр инфекционных болезней» ФМБА России Сусанна Харит.
Лидия Юдина, aif.ru: Считается, что современные вакцины не несут никаких рисков, что любого человека можно привить в любой момент любой прививкой. Но так ли это?
Сусанна Харит: Вакцины действительно усовершенствовались. Однако прививка – это введение в организм чужеродного вещества, которое может вызывать ту или иную реакцию (например, повышение температуры). Поэтому по-прежнему сохраняют актуальность рекомендации по показаниям и противопоказаниям к вакцинации, разработанные известным российским педиатром Владимиром Таточенко, где перечислены истинные и ложные противопоказания к прививкам. И хотя за последние годы перечень таких противопоказаний существенно уменьшился (см. Справку*), одно правило остаётся неизменным: любой человек, даже считающий себя здоровым, перед прививкой должен пройти осмотр у врача и измерить температуру.
Столько, сколько нужно
– Правда ли, что часто болеющие дети «перерастают» свои болячки и потом живут долго и счастливо? Может, тогда и прививаться не нужно?
– Это зависит от того, как часто и тяжело болеет ребёнок. Если болезни протекают циклично, т. е. не длительно, без осложнений, то это свидетельство нормального развития иммунной системы. Если болезни затяжные, с осложнениями, то это сигнал, что ребёнка нужно обследовать.
Существует гипотеза, что большое количество воспалений и инфекций, перенесённых в детстве, влияет на развитие сердечно-сосудистых заболеваний и на продолжительность жизни в старшем возрасте. Поэтому профилактика инфекций, в том числе и с помощью вакцинации, необходима.
– Что такое догоняющая вакцинация, из-за которой был пересмотрен график прививок?
– Сейчас из-за ковидных ограничений во всех странах, в том числе и в России, наблюдается отставание от графика прививок. Это уже привело к вспышкам кори, полиомиелита и даже к росту дифтерии в Европе. Поэтому в большинстве стран мира было принято решение о проведении догоняющей вакцинации. Её главный принцип – лучше поздно, чем никогда. Даже «поздняя» вакцинация помогает предотвратить рост заболеваемости и смертности.
В соответствии с международной практикой одновременно (в пределах одного календарного дня) может быть введено неограниченное количество вакцин, кроме противотуберкулёзных. Также допускается введение неживых вакцин с любым интервалом между собой и любой интервал между живой и неживой вакциной. Число одновременно вводимых вакцин определяется лишь технической возможностью и реакцией ребёнка.
Что касается «избыточной нагрузки на иммунитет», то доказано, что иммунная система может одновременно ответить более чем на 1011 антигенов, а весь календарь прививок содержит максимум 300.
– Как в рамках догоняющей вакцинации будут прививать часто болеющих детей, которые имеют медотвод от прививок?
– Известно, что ослабленные люди заражаются инфекциями чаще, а переносят заболевания тяжелее. При некоторых недугах (аллергических и аутоиммунных) лечение инфекции может нести больше рисков, чем прививка. Поэтому современный принцип – ослабленных детей и взрослых, страдающих хроническими заболеваниями (в том числе онкологическими), прививать в первую очередь. Опыт показал, что это достаточно безопасно. Показательно, что вакцина против ветряной оспы была разработана для детей с лейкемией. И уже потом ею начали прививать и здоровых.
Главный вопрос
– Нередко от вакцинации родителей отговаривают сами врачи…
– Отношение к вакцинации в медицинском сообществе – одна из проблем сегодняшнего дня. К сожалению, по международным опросам, в России самое большое количество врачей, с сомнением относящихся к вакцинации. Но нельзя сказать, что это новое явление. Антипрививочное движение возникло ещё в XIX в., когда появились методы вариоляции оспы (чтобы появился иммунитет, людям вводили содержимое оспенных пузырьков больных. – Ред.). В XIX в. писали, что прививка от оспы вызывает близорукость, пессимизм и плешивость. Притом что даже Тридцатилетняя война (1618–1648 гг.), по мнению историков, не могла соперничать с тем опустошением, которое производили эпидемии той же оспы.
Тогда же, в XIX в., предлагались методы подготовки к вакцинации: принимать слабительные, втирать ртуть, пускать кровь, поскольку «ослабление тела ослабит силу оспы». Сегодня это кажется просто смешным. Так же, как и для врачей, занимающихся вакцинацией, нелепо звучат советы длительно принимать антигистаминные препараты до и после прививки.
В школу за вирусом
– Учебный год только начался, а дети уже начали болеть…
– Распространение инфекционных болезней во многом определяют два фактора: скученность и миграция.
При наличии «горючих материалов» (незащищённых людей) эти болезни распространяются как пожар. Поэтому и начало учебного года – это всегда потенциально опасный период, особенно для детей с повышенной восприимчивостью к разным заболеваниям. Это и ученики начальных классов (прежде всего те, кто не посещал дошкольные учреждения), и школьники в период полового созревания (11–16 лет, когда на иммунитет активно влияет синтез половых гормонов).
Абсолютные противопоказания*
1 Для всех вакцин: тяжёлые реакции, анафилаксия (быстроразвивающаяся аллергическая реакция, требующая незамедлительной медицинской помощи) на предыдущее введение вакцины или её компоненты.
2 Для всех живых вакцин: иммунодефицитное состояние (подтверждённое результатами исследований).
Острые инфекционные и неинфекционные, а также обострение хронических заболеваний – временные противопоказания. Вакцинация – через 2–4 недели.