Наш эксперт — психолог Софья Шноль.
Взрослые склонны ругать детей за любые проявления этого чувства, не особо разбираясь в деталях. Но зависть бывает нескольких видов, и для родителей важно их различать, потому что с разными её видами нужно обходиться по-разному.
«Глаза завидущие», или зависть обыкновенная. Она хорошо знакома каждому. Возникает, когда вещь, увиденная у другого, вызывает желание иметь такую же. С детьми это случается довольно часто, но при этом серьёзность желания не всегда легко определить. Родителям обычно непросто справляться с детской «завидущестью», в том числе и потому, что исполнение подобных желаний (подчас они сыплются как из рога изобилия), как правило, требует материальных затрат.
Что делать. Сначала разобраться, что для ребёнка значит обладание той или иной вещью. Бывают предметы, с которыми дети себя идентифицируют. Иногда наличие какой-то игрушки играет для ребёнка роль пропуска в компанию сверстников. Силу желания можно проверить предложением дать вам что-то взамен понравившейся вещи или, например, потратить на неё свои карманные деньги. Если ребёнка это не вдохновляет, значит, и желание не очень велико.
Что делать. Понять, что в данном случае ребёнок у вас ничего не просит, и поддержать его восхищение, обратив внимание на те достоинства вещи, что его привлекли.
«Хочу так же!», или зависть вдохновляющая. Это здоровый двигатель развития и самый продуктивный вид белой зависти. Она проявляется, когда ребёнок, увидев, как кто-то другой умеет хорошо что-то делать (красиво танцевать, рисовать, кататься на коньках...), тоже хочет так научиться.
Что делать. Если возникшее стремление оказалось не мимолётным, пойти ему навстречу и создать ребёнку возможности попробовать себя в том, на что его вдохновил чужой пример. С подобной зависти начинаются многие серьёзные увлечения.
Что делать. Подобные проявления обычно говорят о психологическом неблагополучии. Возможно, ребёнок чувствует себя в чём-то ущемлённым или сильно злится на кого-то из близких. Это достаточный повод, чтобы обратиться к семейному психологу.