В докладе детского омбудсмена России указано, что число попыток суицида среди несовершеннолетних за последние три года увеличилось почти на 13% с 3253 до 3675 случаев, а число повторных попыток на 92,5% (со 188 до 362 случаев). Aif.ru спросил у детского и семейного психолога, гештальт-терапевта Екатерины Калинчук, почему это происходит и какие особенности поведения ребенка не стоит игнорировать родителям.
С точки зрения разных исследований, пик суицидального риска приходится на 15-19 лет. С одной стороны, радует, что в этой теме появляется доверие к психологам, с другой — иногда на приеме можно травмироваться еще больше. Особенно это касается темы суицидальных попыток или разговоров ребенка о смерти. С этой проблемой не стоит обращаться к школьному психологу. Часто каким-то образом конфиденциальная информация просачивается к преподавателям и ученикам, что ведет к ухудшению положения подростка. Безопаснее обратиться туда, где есть рекомендации и доверие: в кризисные центры, к частному психологу, позвонить по бесплатному телефону доверия для взрослых или для подростков. Как правило, в таких случаях показана детская групповая терапия, где такие же подростки делятся и лечатся друг об друга.
Почему родители не обращаются к психологам?
Отказ от помощи специалиста не всегда связан с нехваткой денег. Нередко за этим стоят объяснения: сейчас такой возраст, перебесится. Либо родители настолько загружены работой, собственными проблемами, что какие-то там разговоры о смерти воспринимаются как баловство. Также можно отметить неудачный предыдущий опыт обращения к специалисту, после которого появляется ощущение, что это бессмысленно.
Однако если поведение ребенка резко изменилось и тем более если в семье кто-то из близких родственников совершил попытку либо суицид, то со стороны родителей не должно быть самодеятельности. Важно сразу обратиться к психологу.
Причины, которые могут привести к суициду подростка
Это некоторое сочетание из особенностей личности ребёнка и неблагоприятных внешних обстоятельств. При их наличии родителям стоит стать более настороженными:
- Депрессивное состояние. К сожалению, не все взрослые верят в наличие депрессии у детей и подростков. Вместо того, чтобы насторожиться, они дают совет своим детям: «Что ты разлеглась?! Лучше займись чем-нибудь полезным». Чтобы поверить в то, что ребенок не мается дурью, и отвести его к психиатру или психотерапевту, родителям иногда нужны годы.
- Фиксация на теме «смерть как освобождение». Пессимистичные высказывания, черный юмор. Будущее рисуется только в мрачных цветах.
- Отсутствие общения, друзей. Отвержение в классе, во дворе.
- Негативные высказывания про себя: я — ничтожество, неудачник. Зачем мне жить? Жизнь — это боль.
- Несчастная любовь. Это то событие, когда необходимо внимательно присматривать за ребенком.
- Сильная фиксация на отношениях, прилипчивость, страх отвержения. Чрезмерная потребность в эмоциональных, теплых, дружеских или любовных отношениях.
- Категоричность, бескомпромиссность: я этого добьюсь любой ценой. Невозможность видеть другие варианты. Не получилось = мир рухнул.
- Неустойчивая самооценка: то я — король, самый умный, красивый, то я — плесень под плинтусом. Истерики, приступы ярости. Склонность к аффективности и сильным эмоциональным скачкам, которые в том числе подпитываются гормонально.
Если в семье был случай суицида у близких родственников, то к подростку нужно быть более внимательным.
С чем может быть связан рост суицида среди подростков?
Сейчас много чрезмерной опеки над детьми. При этом мало кто из родителей понимает своего ребенка, обучает его человеческим отношениям, где его слышат. Детей используют как объект, чтобы быть родителем, или проект «ты исполнишь все мои мечты». С рождения они попадают в тиски родительской тревоги и ожиданий, позже к этому добавляется давление со стороны учителей и социума: «НАДО ТО, ДОЛЖЕН ЭТО!»
Внешние витающие тревожные ситуации также ухудшают состояние подростков. Ковид, кризис, специальная военная операция повышают детскую тревожность, но с ребенком никто об этом не говорит. Ему нужен устойчивый взрослый, который сможет объяснить, что происходит, и успокоить. Однако нередко родители сами обесценивают страхи, трудные ситуации своих детей.
У нас есть контакт!
Если парня бросила девушка, у него нет друзей и контакта с родителями, то ему некуда пойти с тем, что его мир рухнул, и сам он с этим не справляется. Родители в этом месте возмущаются: «“У нас есть контакт, мы общаемся! Мы спрашиваем: “Что сегодня получил? На секцию не забыл сходить? Какие уроки тебе задавали?” Или говорим: “Картошка в холодильнике, деньги на тумбочке, купи хлеб и так далее”».
Лучшая профилактика суицида
Если подросток пришел к родителю с какой-то своей проблемой, самое главное, что должен сделать родитель: попытаться понять, быть на стороне своего ребенка и не обесценивать. Интересоваться наполненностью его жизни — будь то косплей, прослушивание любимых корейских групп, обсуждение его кумира, даже если все это кажется вам дурацким. Спрашивать: «Почему ты выбрала такой наряд? Что тебе нравится в этой музыке? Я ничего не понимаю — расскажешь об этом?» Таким образом участвовать в его жизни. Если уже есть барьер и ребенок отказывается разговаривать, то родитель может обозначить свою готовность: «Я замечаю, что что-то не так. Я переживаю за тебя. Я правда хочу тебе помочь, и может, я что-то не так делаю. Если ты будешь готов, обращайся ко мне. Моя дверь открыта». Ребенок может сразу не прийти, но через день-два, если родители не будут настаивать и ломиться в его дверь, есть шанс, что он придет и скажет: «Давай поговорим, мам». Тогда попробуйте быть на его стороне: «Похоже, она сильно тебе нравилась. Правда, жаль. Знаешь, вот у меня была такая ситуация... Я тебя понимаю, я рыдала, мне так плохо было». Ищите способы, чтобы присоединиться к его чувствам и поддержать, но не давить. Если родители начинают переключать, обесценивать — это сильно увеличивает дистанцию. У ребенка в голове возникает: «Вы меня не понимаете, как я могу вам рассказать?» Он идет искать выход сам.
Суицидальная попытка — это результат нарушения взаимодействия личности с социальной средой в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта. Например, у ребенка в принципе трудности с отношениями: ему сложно знакомиться, строить общение, быть в отношениях, а тут еще и девушка бросила или не сдал ЕГЭ.
Подросток бывает настолько не уверен, что ему рядом нужен кто-то устойчивый. Ему важно, чтобы его любили, принимали со всеми его закидонами. Если сравнить беременную женщину и подростка, то у второго в 4 раза больше гормональных перепадов в сутки. Его бомбит изнутри, ему плохо, его мир рушится и перестраивается. Он решает 4 основные задачи для этого возраста:
- сепарируется от родителей.
- отвечает на вопросы: Кто — я? Кто — другие люди?
Подростки — они то очень взрослые, то детки-детки. Важно, чтобы рядом был кто-то очень устойчивый и дал возможность иногда порычать, а иногда подойти и положить голову на колени, чтобы его погладили и сказали: «Вижу, что тебе тяжело. Понимаю. Могу пытаться помочь. Ты не один».
Если вы заметили один или несколько тревожных признаков у своего ребенка, обратитесь к специалисту или позвоните по единому телефону доверия для детей, подростков и родителей 8-800-2000-122