Вот мнение нашего эксперта – психотерапевта Бориса Суворова.
«Неприличная» тема?
Говорить с ребенком о том, откуда берутся деньги, многим родителям почему-то даже труднее, чем о том, откуда берутся дети. Некоторые в общении с детьми обходят денежную тему настолько старательно, что те вырастают полными невеждами в этом вопросе, неподготовленными к реалиям взрослой жизни. Став взрослыми, эти люди обычно сталкиваются с хроническими финансовыми трудностями. Они либо не умеют зарабатывать деньги, либо не умеют ими разумно распорядиться, а бывает, что и то и другое.
Родители, считающие неприличным знакомить ребенка с экономической стороной жизни, оказывают ему медвежью услугу. Кто-то при этом руководствуется благими намерениями, опасаясь, как бы чадо не выросло с идеей, что деньги решают все. Но здесь все зависит от ценностей самих родителей – если интересы взрослых не ограничены стяжанием материальных благ, то и у ребенка все будет в порядке с жизненными приоритетами.
Вредные установки
Однако мы можем навредить детям не только своим молчанием, но и некоторыми, подчас неосознанными, негативными внушениями. По поводу денег ребенок может получить в семье, например, такие установки:
- Деньги зарабатываются тяжелым трудом. Легкий и приятный заработок – неправильный.
- Богатства можно достичь только нечестным путем.
- Зарабатывать в семье должен мужчина.
При этом единственная установка, которую действительно стоило бы сообщить подрастающему поколению, – это та, что любой честный труд достоин соответствующей оплаты.
Очень важно прививать детям нейтральное отношение к деньгам, как к некоему универсальному измерителю труда.
Тогда деньги не станут для ребенка идолом и он будет нормально ориентироваться в финансовых вопросах, понимая, что сколько стоит.
С какого возраста?
С какого возраста касаться этой темы, подскажет сам ребенок. Так, все дети когда-то начинают играть в магазин. Поиграйте вместе! Это и укрепит ваши отношения, и будет удобным поводом для знакомства с денежной темой.
Другая подходящая ситуация может возникнуть при посещении торгового центра: если понравившаяся ребенку игрушка стоит чересчур дорого, лучше честно и подробно объяснить ему, почему вы не можете ее купить.
Со среднего школьного возраста пора понемногу вовлекать детей в семейную экономику: выдавать им определенные деньги на карманные расходы, посылать за небольшими покупками.
Если родители занимаются бизнесом, хорошо на доступном языке объяснить ребенку, как устроено их дело.
Бывает, что у самих родителей есть проблемы в «отношениях» с деньгами, и это мешает им обсуждать эту тему с детьми. В таком случае нужно обратиться за профессиональной психологической помощью.