С младых ногтей
Плотник мистер Джон дает своему сыну, 11‑летнему Рону, порулить. Рон садится на водительское место в траке и везет отца домой по грунтовой дороге. Почему нет? Пусть приучается. Мужчина должен уметь водить машину, забивать гвозди, охотиться на оленей и не болтать лишнего. Остальное не так важно. Мисс Аманда – вице-президент банка, не позволит сыну Ари водить машину лет до 16, а может, и до 17. Зато в свои 11 лет Ари отвечает за оценки в школе так, как отец семейства за счет в банке. Если баланс нарушен, будет тебе и штраф, и наказание. Еще Ари отвечает за свои успехи в спорте, за чистоту в комнате и порядок в комоде. Отвечает всерьез. Носки с трусами никогда не могут оказаться рядом. Мама Аманда не устает напоминать, что для всего в жизни есть свое место. Ари запомнит это навек.
Интересно | |
---|---|
Педагогика сотрудничества не популярна в самой демократичной стране мира. «Йес, сэр!», «Йес, мэм!» – так приучают детей отвечать в школе учителю – никакого намека на дискуссию и отстаивание своего мнения. Многие родители уверены: пока ребенок мал и юн, для него нет ничего полезнее дисциплины. В США по-прежнему престижны и дороги католические школы и военные пансионы для мальчиков, где годовой курс «строгости и порядка» в среднем стоит 14 тысяч долларов. |
Класс ответственных детей
В Америке самые умные дети не спешат «рождаться», ждут, когда родители созреют. Класс ответственных родителей созревает поздно – годам к 35. Зато их дети с рождения получают титул – сын адвоката, доктора, ресторатора, инженера, архитектора… «Титул» обеспечивает определенный стиль жизни, одежды, отдыха, спорта, питания. И ответственности…
Очень часто дети успешных родителей, еще не научившись толком ходить, получают свою первую работу – идут в прискул (детский сад). Родители работают и дети тоже: с 7 утра до 6 вечера учатся быть самостоятельными, послушными, терпеливыми. Учатся жить в коллективе и ходить строем, используя на первых порах ленту с кольцами: каждый ребенок класса держится за свое кольцо, хвостик ленты достается учительнице. Малыши идут по школьным коридорам, не высовываясь из строя и не забегая вперед.
Все детские сады в США – частные, многие – очень дорогие. Из самого дорого могут исключить не за неуплату, а за неправильное поведение.
Трехлетняя Эва кусалась, ее наказывали: сажали на стул для размышлений (аналог нашего «поставить в угол»). Не помогло. Ей грозило исключение из школы (слова «садик» здесь нет). Родителям поставили условие: или вы идете к психологу и Эва прорабатывает свою агрессию, или ее исключают. Эва все понимала, ходила к психологу, в классе разглядывала вывешенный на стене график собственного поведения, радовалась, когда ей удавалось себя сдержать и получить стикер в награду. К четырем годам она перестала кусаться, научилась сдерживать свои чувства.
А я вот до сих пор не могу, может быть, потому, что не ходила в американский детский сад.
Нарушить расписание
Многие американские дети в раннем возрасте ведут себя по-взрослому. Никогда не забывают сказать «пожалуйста», «спасибо», ложатся спать ровно в семь тридцать вечера без напоминания, всегда убирают за собой игрушки. Глядя на них, вздохнешь: «Идеальные дети».
Но иногда идеал – это здорово, а иногда – нет. Детская психика, оказывается, не всегда выдерживает идеальный порядок и режим. Может быть, поэтому синдром OCD (обсессивно-компульсивный синдром, по-другому – невроз навязчивых состояний) сегодня очень распространенный диагноз среди американских детей.
Для них даже выпускаются книги с такими названиями: «У тебя тоже это?», «Когда мои мысли не дают покоя»…
Такие книжки с картинками я увидела у мальчика Тома. Семилетний Том всегда убирал вещи на свои места, не сажал пятен на одежду. И однажды заболел. Придумал себе еще несколько «правильных» ритуалов: обязательно мыл руки после того, как включал или выключал свет, надевал сначала правый носок, а потом уже левый, старался спать только лицом к стене…
Доктор, которого он посещал, объяснял родителям, что психика ребенка – хрупкая вещь и слишком много требований могут ее сломать. Но мама настаивала, что в ее детстве тоже все было по плану, и спрашивала: «Разве порядка бывает много?». Оказалось, что да. Нарушать расписание и залезать в лужу – этому многие порядочные американские семьи просто не могут научить своих детей.