По другому расписанию
- Прежде всего необходимо, чтобы будущий первоклашка научился вовремя ложиться спать и рано вставать утром,– советует педиатр Екатерина Панова.– Именно полноценный сон лучше всего восстановит силы, поможет нервной системе справиться с новыми нагрузками.
Легко сказать, но как это сделать? В 9 вечера – в постель? Но даже дисциплинированный детсадовец во время летнего отдыха переходит на другое расписание. Главное – без резких движений. Попробуйте будить ребенка хотя бы на 15 минут раньше. Через пару дней прибавьте еще 15 минут, так за пару недель вы приучите свое слегка невыспавшееся чадо ложиться вовремя. Скоро он сам будет просыпаться утром все раньше. В оставшиеся до учебного года дни важно добиться, чтобы малыш ложился спать и вставал в одно и то же время.
Постарайтесь максимально приблизить к школьному и режим еды. Питание должно быть пятиразовым: легкий завтрак с утра, перекус, как в школе на большой перемене, обед, полдник и ужин.
Неплохо в последний летний месяц перенастроить ребенка с беготни на «усидчивые дела»: лучше всего – в утренние часы, в то время, когда в школе начинаются занятия. Пусть 20–30 минут лепит, рисует, собирает конструкторы…
Именно «перезагрузка» режима дня позволит будущему первокласснику более плавно войти в процесс учебы, стрессовых факторов станет меньше.
И, наконец, позаботьтесь о том, чтобы укрепить иммунитет ребенка. В период адаптации он ослабевает, и дети чаще начинают болеть. Еще не поздно начать закаливающие процедуры, кроме того, полезен курс витаминотерапии: есть смысл посоветоваться с педиатром – сегодня существуют специальные витаминно-минеральные комплексы, которые помогают не только укрепить иммунитет, но и снизить стрессовую нагрузку, связанную с первым классом, активизировать познавательные функции.
Без иллюзий и страха!
Обычно будущий первоклассник плохо себе представляет, что такое школьная жизнь. А родители, пытаясь ему это объяснить, нередко впадают в крайности. Одни стараются нарисовать идеалистическую картину: «У тебя будут новые друзья, замечательная учительница, ты узнаешь столько нового и интересного»…
Но радужные ожидания ребенка часто не оправдываются, и, растерявшись, он не знает не только, как решать возникшие проблемы, но и как об этом рассказать родителям. Интерес к школе угасает, но, так как ходить в нее все равно надо, это становится поводом для серьезного стресса. Другие родители, напротив, стремятся внушить своему чаду, что школа – не развлечение, а серьезная работа. «Теперь ты становишься почти взрослым, тебя ждут новые обязанности…» И ребенок заранее зажимается, пугается перемен, которые его ждут.
- Важно создать у малыша позитивное отношение к школе,– говорит психолог Татьяна Гуськова.– Почаще рассказывайте ему о собственной школьной жизни, стараясь вспоминать то, что вам было действительно интересно. Не скрывайте и проблем, но старайтесь с юмором поведать о том, как вы находили выход из сложных ситуаций. И, конечно, обеспечьте ребенку «практикум»: он должен научиться делать то, что в школе необходимо, – собирать ранец, быстро переодеваться (например, перед физкультурой)…
Чаще поручайте ему домашние дела, которые он не очень любит, – уборку игрушек, своей одежды, постели… Следите, чтобы он доводил их до конца, и не скупитесь на похвалу.
В последние августовские дни сходите с ним в школу. Прогуляйтесь по двору, зайдите в классы. Постарайтесь заранее познакомить ребенка с кем-то из будущих одноклассников, устроить встречу с учительницей – все это поможет вашему малышу чувствовать себя в школе гораздо увереннее.