Примерное время чтения: 9 минут
790

Правила мультбезопасности: какие фильмы показывать детям?

«АиФ. Здоровье» № 12. 48% родителей недовольны питанием в детских садах 24/03/2011

Ожившая сказка

Стоит произнести заветное слово «мультфильм», как малыши со всех ног бросаются к телевизору. Ведь мультик – это ожившая сказка. И не важно, какое действо разворачивается на экране, следить за яркими персонажами так интересно! Для детского сознания мультфильм – не вымысел, а ожившая реальность и все герои действительно существуют, поэтому так сложно оторваться от голубого экрана.

                                                               
Кстати
Основной канал восприятия у детей – кинестетический (двигательный). Звук и картинку мозг малыша обрабатывает быстрее, если ребенок двигается, исследует, манипулирует предметами. А этого даже самый яркий и эффектный мультик дать, увы, не может.

Сегодня стало модным заниматься развитием ребенка чуть ли не с рождения. Некоторые современные методики предполагают просмотр развивающих мультипликационных фильмов. Но для детских глаз это большая нагрузка. К тому же у малышей еще недостаточно зрелая нервная система, они не в состоянии долго удерживать внимание. Причем сам ребенок вряд ли отвлечется от увлекательного зрелища (хоть потом и будет капризничать от усталости), ведь картинка на экране завораживает.

Мультики – это средство воспитания крохи. Без сомнения, события, происходящие в мультфильме, развивают воображение и мышление малыша, формируют его мировоззрение. Персонажи любимых мультфильмов – друзья ребенка. Они учат его взаимодействовать с окружающим миром, формируют представления о добре и зле, учат справляться с трудностями. Дети всегда ассоциируют себя с главными героями (мультиков, фильмов, книг). Причем нередко они перенимают не только манеру поведения героя, но и его душевные качества. Поэтому очень внимательно относитесь к тому, что смотрит ваш малыш. Ведь есть немало мультфильмов с непривлекательными и опасными персонажами.

Плохой пример

К сожалению, во многих современных мультфильмах не соблюдаются элементарные этические законы, сказки вредны для неокрепшего сознания крохи. Мультфильм опасен для малыша, если:

                                                               
Важно
Телевизор – большая нагрузка для детских глаз. Малышам нельзя проводить много времени у экрана.

До 1,5 лет смотреть телевизор вообще нежелательно.

До 2 лет – можно смотреть не более 5 минут в день.

С 2 до 3 лет – не более 10 минут в день.

С 3 до 5 лет – не более 15–17 минут в день.

С 5 лет и старше – до 30 минут.

главные герои ведут себя агрессивно, наносят вред окружающим (калечат или убивают друг друга, взрывают машины, поджигают дома);

персонажи демонстрируют опасные для жизни формы поведения (бегают по крышам, прыгают с высоты, едут на подножке скоростного поезда…);

неуважительно относятся к людям, животным, растениям;

плохое поведение героев никто не наказывает и не осуждает;

персонажи насмехаются над больными, беспомощными, стариками;

герои несимпатичны или откровенно уродливы.

Психологи говорят, что подобные мультики провоцируют неадекватное поведение малышей. Увы, полностью оградить ребенка от просмотра подобных мультфильмов не получится. Дети общаются в детском саду, на площадке и, конечно, обсуждают персонажей. Малыш почувствует себя «белой вороной», если будет не в курсе событий. Зато в ваших силах научить его отличать хорошие мультики от плохих. Обсуждайте с ребенком сюжет, объясняйте, что происходит с героями, анализируйте их поведение.

Играем в мультики

Среди современных сериалов найдется немало достойных мультфильмов. Выбирайте те, где главный герой борется за правду, защищает слабых. В большинстве своем мультфильмы советских времен – это настоящие энциклопедии дружбы, любви, взаимоуважения и взаимопомощи. В них пропагандируются вечные ценности.

Специалисты советуют время от времени играть в «любимые мультфильмы». Ведь с помощью знакомых героев можно в игровой форме объяснить ребенку, как себя вести в той или иной ситуации. Малыши с удовольствием перевоплощаются в любимых персонажей и подчас выплескивают в подобной игре накопившуюся агрессию, борются со страхами и решают свои детские проблемы.

Фильмотека

В вашей фильмотеке обязательно должны быть мультфильмы:

● Поучительные – они помогают крохе осмыслить ситуацию, сделать правильные выводы, посмотреть на себя со стороны.

К примеру, «Кот Леопольд» учит добру и показывает ценность дружбы, «Гуси-лебеди» объясняют, почему нельзя убегать от мамы.

● Развлекательные – в них много музыки, шуток. Сюжеты комичны. Песни из этих мультиков легко разучить и потом петь вместе.

Так песенки из мультфильма «Трям, здравствуйте!» поднимут настроение на прогулке. А умильный фильм «Гарфилд и его друзья» приятно посмотреть всей семьей.

● Ознакомительные – популярные сегодня многосерийные мультфильмы рассказывают о тайнах океана, о древней истории, жизни животных. Это мини-энциклопедии по разным направлениям.

Например, «Земля до начала времен» – весьма познавательный мульт­фильм, который познакомит кроху и с географией, и с историей. «Маугли» расскажет о жизни животных, а «Океаны» – о тайнах подводного мира.

Как и в любом другом деле, при просмотре мультфильмов важно соблюдать элементарные правила безопасности:

● Если малыш болеет или только недавно поправился, страдает нарушениями центральной нервной системы, недавно пережил стресс – сведите просмотр мультиков к минимуму, выбирайте их с особой осторожностью. Программа должна быть максимально щадящей: приятная негромкая музыка, спокойный сюжет, красивые герои. Никаких световых и шумовых эффектов!

Строго лимитируйте время пребывания ребенка у телевизора. Выбирайте короткометражные фильмы, а длинные или многосерийные смотрите в несколько заходов.

● Обсуждайте с ребенком увиденное. Возможно, малыш что-то понял неправильно или чего-то испугался. Важно вовремя это прояснить. Помните, визуальные образы воздействуют на психику детей гораздо сильнее, чем звуковые.

● Телеопыта недостаточно для полноценного развития личности. При просмотре мультика малыш погружается в мир эмоций, но у него нет свободы действия. Накапливаясь, эмоции могут привести к взрыву. Поэтому так важно чередовать активный и пассивный отдых и не давать малышу засиживаться перед экраном.

● Не заменяйте живое общение просмотром мультфильмов. К сожалению, сегодня мультфильмы выполняют роль теленяни. Малыш чувствует, когда родители включают телевизор, чтобы отдохнуть от него. Крохе важнее личное общение.

● Хороший мультфильм должен быть наградой крохе, а не каждодневным рутинным событием. Устраивайте хотя бы раз в неделю общесемейный мультпросмотр. Вы получите массу положительных эмоций, а заодно лучше узнаете своего малыша.

Комментарий специалиста

Психолог Инга Адмиральская:

– Мультфильм – это сказка, которую рассказывают в очень быстром темпе. Каждые несколько секунд меняются место действия и количество персонажей на экране. Ребенок воспринимает информацию, но не успевает ее обрабатывать. Его мозг оказывается перегружен (именно поэтому длинные мультики перед сном могут вызывать трудности с засыпанием, ведь ребенок не отдыхает, а, наоборот, напрягается). Если вы хотите развивать мышление, воображение и речь вашего малыша, вернитесь к старым добрым диафильмам (сейчас можно найти диафильмы в оцифрованном варианте и показывать их на экране компьютера). Переключая слайды в удобном для малыша темпе, вы дадите ему возможность внимательно рассмотреть каждую сценку и дофантазировать действия героев.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы