Примерное время чтения: 8 минут
2186

Как справиться с компьютерной зависимостью и её последствиями

«АиФ. Здоровье» № 29. Генрокуратура проверит условия отдыха детей по всей стране 15/07/2010

Любимая игрушка и лучший друг?

Ну кого из нас сегодня удивит, что уже двухлетний ребенок умеет включать компьютер, а трехлетка прочно привязан к нему. И оторвать его от любимой игрушки очень трудно. Продвинутых в виртуальном пространстве родителей это нисколько не смущает, а даже радует – вот какой он у меня способный! Пусть осваивает, в жизни ему это очень пригодится. А спустя время они вдруг понимают, что создавшееся положение не совсем нормально. Их тревоги разделяют и специалисты. Они убеждены: раннее приобщение малыша к компьютеру чревато серьезными нарушениями в его психическом развитии.

– В каждом возрасте ребенок решает какие-то определенные задачи и приобретает очень важный практический опыт, – говорит детский психолог Елена Каррильо Линд. – С 2 до 5 лет превалирует сенсорное, или чувственное, развитие. Малыш рассматривает окружающий мир, слушает его, осязает. Он с удовольствием изучает пальчиками разные вещи и начинает четко осознавать, что означают слова «гладкое, шершавое, холодное, теплое». Посмотрите, как ведут себя 2–3-летние дети в песочнице – они играют рядом с мамой или бабушкой и не очень-то общаются между собой. И лишь в 3–4 года проявляют заинтересованность друг к другу, принимают участие в ролевых играх. Эти этапы развития очень важны, они позволяют детям гармонично развиваться и не теряться в коллективе среди сверстников.

На прием к Елене Каррильо Линд родители часто приводят малышей, которые чуть ли не с пеленок на «ты» с компьютером, но задачи, которые они должны уметь решать в своем возрасте, оказываются им не под силу. И это касается не только психического развития. Например, лет в пять ребенок без затруднений должен уметь перейти через небольшую канавку по дощечке. И ничего, что иногда он падает, чаще он сохраняет равновесие. Этот собственный приобретенный опыт помогает ему правильно оценивать ситуацию и вести себя соответствующим образом. Он понимает: здесь я пройду – его глаза хорошо оценивают и глубину канавки, и ширину дощечки. Мышцы ног, вестибулярный аппарат автоматически включаются в работу, чтобы поддержать равновесие тела. Он решает, с какой скоростью ему передвигаться в данном случае – то ли медленно и осторожно, то ли быстрыми и легкими прыжками. Эти знания и умение даны ему не свыше – он их приобретает собственным опытным путем в определенном возрасте.

Но если момент упущен, если он привык только к тем задачкам, что на мониторе компьютера, то даже малейшее препятствие в жизни ставит его в тупик. Да, он знает, какую кнопку нажать, чтобы «пройти» через препятствие на экране, а в реальном мире он совершенно растерян и беспомощен. То же самое и с общением. 

О пользе «золотых» ошибок

В магазинах можно найти множество компьютерных игр для малышей 2–3 лет. Бытует мнение, что они гораздо эффективнее обычных. А еще, как утверждают производители, работа за клавиатурой стимулирует мелкую моторику, что очень важно для развития центральной нервной системы, мозга, формирования интеллекта. Нынешние дети нередко именно на мониторе знакомятся с буквами и цифрами, учатся читать и считать, осваивают иностранный язык. Но действительно ли это так хорошо для ребенка?

– Любая компьютерная игра навязывает стереотип решения,– считает Елена. – Оно заложено в программе. Игра предлагает условие задачи и подразумевается, что выполнить его можно, нажимая на определенные кнопки. В жизни мы не нажимаем никаких кнопок – нам приходится решать задачи совсем иначе. Например, для того чтобы игрушечная машинка поехала, ее надо или подтолкнуть, или дернуть за веревочку, а не нажимать на определенную кнопку на клавиатуре. В развитии человека, в том числе интеллектуальном, огромную роль играют ошибки, особенно те, которые я называю «золотыми» и которые надо сделать, чтобы чему-то научиться в реальной, а не в виртуальной жизни. Именно они дают нам большой положительный опыт.

А насчет мелкой моторики… Физиологи давно уже разработали разные системы для ее развития. И способствует этому вовсе не компьютерная клавиатура.

– Казалось бы, совершенно устаревшая игрушка – пирамидка, – продолжает Елена. – Помните, на ее вершине надо установить шар? Естественно, он неустойчив и надо подобрать ему определенное положение. Так вот, мелкая моторика в такой игре развивается гораздо интенсивнее и намного раньше, ведь играют-то с пирамидкой младенцы. Помимо мышечных анализаторов на кончиках детских пальцев, в работу включаются зрительные и слуховые анализаторы – ведь шар или падает, стукаясь при падении, или «сидит» на вершине. У ребенка со звуком ассоциируется его успех или неудача. У детей более старшего возраста отлично развивает мелкую моторику лепка, вырезание аппликаций, игра на музыкальных инструментах. И не только мелкую моторику – создавая что-то своими руками, ребенок учится фантазировать, творить, игра на музыкальном инструменте развивает слух, чувство ритма.

От агрессии к депрессии

Среди родителей существует и еще одно распространенное заблуждение. Лучше, считают некоторые, если ребенок будет выплескивать свою агрессию, негативные эмоции в увлекательной виртуальной игре, чем в реальной жизни. На самом деле все наоборот. Например, во время игры в войну ребенок бегает, кричит, размахивает пистолетом, и агрессия нейтрализуется в мышечной разрядке. А отсутствие мышечной разрядки для ребенка – прямой путь к неврозу, считают детские неврологи.

– При компьютерных перегрузках ребенок может незаметно впасть в транс, в состояние аффекта, – предупреждает Елена. – Между прочим, многие родители даже не подозревают о такой опасности. У меня довольно большой опыт детского психолога. Так вот, на приеме сразу можно определить, сколько времени ребенок проводит у компьютера. У маленьких любителей бурной виртуальной жизни особый взгляд, особая манера говорить. И я вижу первые ростки сложных проблем, которые возникнут у них в дальнейшем…

У малыша нет критического отношения ни к себе, ни к окружающим. И это нормально. Он будет постигать мир и выстраивать свое отношение к нему через эмоции, через теплые сердечные чувства. Общение с компьютером не научит его сопереживанию, сочувствию, вниманию к близким, не поможет ему лучше понимать их. А эмоциональная инфантильность – штука очень опасная…

Комментирует физиолог Марина Боровая:

– Самый ранний возраст для знакомства с компьютером – 4–5 лет, при этом максимальное время у монитора должно составлять10–15 минут, для школьника – не более двух часов в день. Долгое сидение у монитора опасно не только для зрения, напряженная поза затрудняет дыхание, ухудшает кровообращение. И постарайтесь ограничивать игры, где нужна максимальная концентрация внимания и быстрота реакции. Компьютерные игры очень возбуждающе действуют на психику ребенка, а гиперактивным детям они абсолютно противопоказаны.

Кстати

В Японии дети еще в 80-х годах прошлого века осваивали компьютер, что называется, с пеленок. Ученые считали, что вырастет особое поколение, надеялись, что станут свидетелями невиданного творческого бума. Те малыши давно уже взрослые люди. И что же? К продуктивной творческой деятельности это поколение оказалось неспособным, слишком взрослым оказалось их раннее детство. И сегодня взгляды на раннее приобщение малышей к компьютеру в стране кардинально изменились.

«АиФ Здоровье» рекомендует

При интенсивной работе за монитором даже у взрослого человека может появиться головная боль и головокружение, а зрительное переутомление привести к снижению остроты зрения. Ребенок же особенно уязвим. Поэтому позаботьтесь о технике его безопасности.

► Стол и стул должны максимально подходить под рост и комплекцию ребенка.

► Оптимальный размер экрана для малыша - 15 дюймов, расстояние до монитора – не менее 45 см.

► Свет должен падать слева, но так, чтобы экран не бликовал. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы