Вы, наверное, видели детей, которые вылавливают морковь из супа и отодвигают ее на край тарелки? А в ответ на замечание говорят, что не переносят морковь ни в каком виде. А еще бывают дети, которых тошнит от одного запаха вареной рыбы. Они и в обморок могут упасть.
По данным ученых Центра здоровья детей РАМН, около 35% московских детей до 14 лет имеют нежелательные пищевые реакции на коровье молоко и его производные, включая сыр, еще 25% – на пшеницу и содержащие пшеничную муку изделия.
И это не аллергия! Это конституциональная непереносимость определенных видов пищи. От истинной аллергии ее отличает отсутствие иммунного ответа: не образуются антитела, клетки-«убийцы»... Но в тяжелых случаях симптомы пищевой непереносимости бывают так похожи на аллергические проявления, что еще недавно врачи для обозначения этих странных реакций пользовались терминами «квазиаллергия» или «псевдоаллергия».
Кто к чему приспособился
Кажется, наука нашла объяснение этим странным болезням: все дело в недостаточной активности отдельных групп ферментов, которые расщепляют определенные белки и углеводы.
Вообще-то, в генетическом аппарате любого жителя Земли должна содержаться информация обо всех пищеварительных ферментах, нужных для расщепления пищи в любой части света. Но если из поколения в поколение на протяжении тысяч лет какая-либо генетическая информация не востребуется, а другая, напротив, становится жизненно важной, со временем происходит перераспределение активности генов и закрепление определенных особенностей обмена веществ. Например, первые поколения негров-рабов, вывезенные из Африки на территорию США, сильно страдали и болели не столько от плохой пищи, сколько от неприспособленности их пищеварительных ферментов к чуждым им продуктам питания. Выжили те, кто быстрее адаптировался к новой еде, у кого был наиболее гибкий конституциональный тип организма.
Тот же механизм генетической селекции лежит в основе приспособленности коренных жителей Крайнего Севера к пище, чрезмерно богатой, по европейским меркам, жирами и бедной овощами и фруктами.
О том, что некоторые дети не переносят морскую рыбу, я впервые узнал 40 лет назад на Дальнем Востоке. Мне показали двух малышей, лежавших в больнице на обследовании в связи с обмороками в ответ на рыбный запах. Вернувшись из командировки, рассказал об этом случае своему дедушке-врачу. А он ответил, что такие случаи российской медицине известны. Впервые они были описаны врачом экспедиции Беринга. Часть команды, которая была родом из центральных районов России, «скорбела животами», поев морской рыбы. А вот местные ели такую рыбу и «не скорбели».
Мудрость старых врачей
Народно-медицинская мудрость, которая вот уже сотни лет передается от одного поколения детских врачей к другому, гласит: «Белым красное не давать!» (сдобные белокожие белобрысые дети плохо переносят «красные» продукты), «Черные болеют от белого» (смуглые, темноволосые и темноглазые дети нередко отвечают квазиаллергическими реакциями на цельные натуральные молочные продукты), «Рыжих больше не золотить!» (рыжеволосым детям не рекомендуются «желтые» продукты).
В повседневной жизни эти таинственные послания расшифровываются как мягкие советы опытных педиатров по правильному кормлению маленьких детей. Разглядывая роскошно-белого рыхлого лысоватого блондинчика, его маму предупредят: «Повремените с морковью, помидорами, свеклой. И красными яблоками. Ну и, конечно, со всем оранжевым – апельсинами, мандаринами, персиками. Вот после лет трех – посмотрим. А сейчас давайте ему побольше зеленых овощей». Другой маме посоветуют: «Поменьше белого хлеба, белых круп и вообще мучного – он ведь у вас темненький. А молоко, если не переносит, замените кисломолочными продуктами». А рыжеватым детям порекомендуют в первые годы жизни не давать оранжевых фруктов, сливочного масла и яичных желтков.
Три главных вывода
1. Вспомните, не было ли у вашего ребенка странных «желудочных реакций» с болью, поносом, рвотой или отрыжкой после того, как он съел какие-либо фрукты или сложные блюда? Если были, не давайте ему больше ни этих фруктов, ни этих блюд.
2. Присмотритесь, нет ли у ребенка явного неприятия какой-либо пищи или, наоборот, повышенного влечения к определенным продуктам? Не надо считать пищевые пристрастия малыша капризами закормленного баловня. Очень может быть, что в основе этих пристрастий лежит инстинктивный отказ от генетически чужеродной пищи или выбор «своей» еды. И «приучать» к продуктам, которые ребенок не переносит, давая их понемножку, тоже не стоит. Ферментов от этого не прибавится.
3. Не волнуйтесь, абсолютное большинство детей к 7–8 годам «перерастают» болезненные проявления своих конституциональных особенностей. Однако будем откровенны, все может вернуться позже – в период тяжелых заболеваний, испытаний и в глубокой старости.
Кстати
С распространением генетически измененных продуктов число детей, страдающих пищевой псевдоаллергией, к сожалению, будет расти.
Важно
Как отличить псевдоаллергию?
• Она не дает сыпи, только боль в животе, рвоту, понос, отрыжку.
• Лекарства, которые всегда помогают при пищевой аллергии, при псевдо не приносят облегчения.
• При пищевой непереносимости ваш главный врач – гастроэнтеролог.
Совет
Будущие мамы, осторожнее с фруктами!
Европейские гинекологи-эндокринологи рекомендуют беременным женщинам избегать ряда желто-зеленых заморских фруктов. В особенности киви и авокадо. Ученые вежливо и осторожно предупреждают, что, хотя эти фрукты и богаты витаминами и аминокислотами, они могут вызвать развитие сахарного диабета у беременных европейских женщин, особенно полных. Эти фрукты содержат естественные красящие вещества (пигменты), которые чаще всего не расщепляются обычным набором пищеварительных ферментов европеек. При этом ученые делают важную оговорку – белых европейских женщин. Негритянкам и особам арабского происхождения эти желто-зеленые фрукты не противопоказаны.