Ему до лампочки, какой диагноз поставлен детям медиками.
— Диагноз может меня напугать, а я должен встретить этого человечка счастливым, — говорит музыкант-виолончелист.
Центр, основанный Алексеем Бороздиным, расположен в новосибирском Академгородке — там, «где сосны рвутся в небо, где быль живёт и небыль», как поётся в известной детской песне. Бороздин поёт — и детишки оживают. Мальчики-девочки, которых отчаявшиеся родители везут сюда со всей России.
Главное — открыть каналы...
Сейчас в центре Бороздина 52 ребёнка. В списке рядом с диагнозами — скупые карандашные пометки. «Синдром Дауна. Не разговаривает». «Ранний детский аутизм. Отдельные слова». «ДЦП. Начинает говорить». В большинстве случаев диагноз осложнён вторичными дефектами, то есть к нему добавляются ещё
...Идёт занятие. Бороздин играет на пианино,
— Для него это большая победа, — говорит Алексей Иванович. — Дело в том, что у детей с тяжёлыми диагнозами (мы их называем особыми) блокированы почти все каналы восприятия — зрительный, слуховой, чувственный, эмоциональный и пр. Если нет слухового канала, то ребёнок не может соотнести, например, слово «рука» и саму руку как объект. Наша задача — наладить с ним контакт и открыть эти каналы. Он слушает простенькую мелодию — один раз, другой... И вдруг улыбнулся. Он узнал эту мелодию! Начинают работать эмоции, возникает импульс к творчеству. И если процесс пошёл, рано или поздно будут результаты — выученные буквы и цифры, составленные слова. Начиная с простых вещей: скажем, спеть про тот же василёк или «ду-ду-ду» — мы, словно по кирпичикам, закладываем его речь. И через три года этот ребёнок идёт в школу. А ведь на нём уже крест ставили!
— Получается, что другие педагоги и врачи не знают, как правильно общаться с такими детьми?
— С такими — не знают. Во времена СССР с ними вообще запрещено было работать. В советской стране не должно было быть детей-инвалидов. И я первым сделал доклад в Российской академии образования о работе с тяжёлыми детьми. Это было в 1995 г.
Понимаете, ребёнок узнаёт, на что он способен, исходя из того, как к нему относятся взрослые. Причём данная мысль применима и к обычному ребёнку. Послушайте сами — на улице, в транспорте, — что говорят детям родители. «Ты такой неуклюжий», «Ты ни на что не годен, ничего путного из тебя не выйдет», а иногда звучат и откровенные оскорбления: ты дебил, ты кретин и т. д. Почти каждая мама считает едва ли не своим долгом жаловаться на собственное чадо окружающим, но при этом нахваливать чужих детей. Причина, как правило, в неадекватных родительских ожиданиях, в том, что взрослые стремятся прожить за ребёнка его жизнь либо боятся увидеть в нём нечто хорошее и достойное внимания — а вдруг затем последует разочарование? Другие срывают на детях злобу, раздражение на самих себя за свои же неудачи. В итоге мы формируем людей ограниченных, с заниженной самооценкой.
...и пробудить душу
Всё начиналось с деревянного барака, где в 1991 г. разместилась школа Бороздина. Тогда в штате было три педагога, работавших на общественных началах. Главным принципом объявили открытость: на занятия могли заглянуть все желающие. Благодаря этому о методике Алексея Бороздина узнали не только в России, но и за рубежом. Теперь сотрудники его школы, получившей статус муниципального центра, — желанные гости на конференциях по работе с тяжёлыми детьми. Поучиться у них есть чему: 75% ребятишек, приходящих в центр, затем поступают в образовательные учреждения. Свою методику педагоги называют абилитацией (от латинского habilitatio — создание способности). Этими способностями — умственными и физическими — они, как выражаются сами, «наполняют» детей. Или, говоря иначе, «собирают личность». А ещё можно сказать: пробуждают душу.
— Алексей Иванович, почему именно музыка? Она что, особым образом воздействует на психику?
— Музыка оказывает одно из самых сильных влияний на развитие человека. Ею лечили ещё в древние времена. Она сразу вызывает отклик в душе. Определённое сочетание звуков может как возвышать человека, так и отуплять его. Одно дело — механическая белиберда, которую гоняют по радио и которая дискредитирует наши мозги. И совсем другое — напевная русская песня. Потому и детям с грудного возраста рекомендуют ставить спокойную классическую музыку.
Живопись
— А как развить задатки ребёнка, ведь мы заранее не знаем, что ему дано свыше?
— Надо дать ему свободу и творчество — вот и весь секрет. Не форсировать события, не мешать ребёнку — вот золотое правило, о котором многие забывают.
Досье
Алексей Бороздин родился в 1937 г. в Курске. Окончил Новосибирскую государственную консерваторию. Ещё будучи студентом, пошёл работать педагогом в районную детскую музыкальную школу. Его ученики 79 раз побеждали на конкурсах виолончелистов разных уровней. В 1991 г. открыл школу для работы с детьми-инвалидами. Заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии «Подвижник России».