Рассказывает врач-педиатр Ирина Арсланова:
Казалось бы, во время каникул ребенок отдохнул, набрался сил, укрепил свой иммунитет. Солнце, воздух, физическая активность, фрукты и ягоды – все это должно дать организму большой запас прочности. Почему же в первые недели учебы школьники начинают активно болеть?
Все очень просто: начало учебного года приходится на осень. В этот период происходит адаптация организма к новым температурным условиям. День убывает, солнца и тепла все меньше…
Сентябрьские болезни
Чаще всего осенью у детей обостряются заболевания желудочно-кишечного тракта. В первую очередь болезни желудка и 12‑перстной кишки: гастрит, дуоденит, язвенная болезнь…
У младших школьников часто дает о себе знать дискинезия желчевыводящих протоков. Поскольку в осенние месяцы меняется гормональная активность, в это время все мы становимся более эмоциональными, чем обычно. А состояние ребенка усугубляет нервный стресс, который неизбежно возникает в начале учебы. Резкий переход от летнего отдыха к интенсивным учебным будням обязательно приводит к психологической напряженности, которая и действует на организм не самым благоприятным образом.
Осенью возрастает и число заболеваний органов дыхания (простуд, ангин, бронхитов), что связано, как правило, с неизбежным в это время похолоданием и с тем, что дети собираются в коллективы и большую часть времени проводят в закрытых помещениях.
К тому же с началом учебы у школьников резко меняется режим дня, а зачастую и режим питания. Ведь, к сожалению, большая часть ребят и их родителей во время каникул напрочь забывают о режиме. Переход к более строгому распорядку дня чреват стрессами. А они ведут к снижению иммунитета и, как следствие, повышают восприимчивость организма к разного рода инфекциям.
Будьте здоровы!
Как же сделать так, чтобы новый учебный год не принес нам хлопот, связанных со здоровьем наших детей?
Чтобы неожиданный подъем в 7 утра не стал для вашего школьника большим стрессом, заранее подготовьте ребенка к школьному расписанию. Вспомните о режиме дня и придерживайтесь его.
Второй важный момент – режим питания. О том, что его нарушать нельзя, говорится даже в старом и очень известном мультфильме. Однако сегодняшние дети часто едят не 4–5 раз в день (именно такой пищевой режим комфортен для нашего желудочно-кишечного тракта и защищает его от болезней), а всего дважды – в обед и ужин.
Кормить малышей завтраком многие родители не считают нужным. Пытаясь сэкономить время, папы и мамы в лучшем случае ограничиваются бутербродами. А потом удивляются: откуда у 7‑летнего ребенка взялся гастрит? Отсутствие завтрака, как и любые большие перерывы между приемами пищи, всегда приводит к болезням органов пищеварения. К тому же, если утром школьник не поест, он не сможет быть внимательным на уроках: еда – источник энергии, необходимой для жизни и учебы.
Поскольку осенью пищеварительные органы ребенка очень уязвимы, нужно исключить из его рациона все вредные продукты: чипсы, фастфуд, газированные напитки и полуфабрикаты. Вместо них в детском меню обязательно должны быть: различные каши, кисломолочные продукты, рыба и как можно больше свежих овощей и фруктов. Тем более что большинство фруктов и овощей в сентябре – октябре стоят дешевле, чем обычно, поэтому экономить на здоровье ребенка не стоит.
Спокойствие, только спокойствие!
И еще! Обеспечьте маленькому ученику душевный комфорт! Хотя бы не кричите на него и не ругайте за плохие оценки. Через некоторое время вы с удивлением обнаружите, что психологически комфортнее станет не только ему, но и вам самим.
Чаще бывайте со школьником на свежем воздухе и вместе занимайтесь физкультурой – делайте гимнастику, играйте в мяч и прочие подвижные игры. Разговаривайте на любые интересные и важные темы и обязательно беседуйте об учебе и о том, почему она важна и нужна. Но именно беседуйте, а не ругайте свое чадо и не читайте ему нравоучений.
В первые недели сентября обязательно посетите врача-педиатра. Он осмотрит ребенка и даст советы по профилактике заболеваний. Если у школьника уже есть хронические болезни, доктор расскажет, как предупредить их обострение.