Наш эксперт – директор Института детской эндокринологии ФГБУ «Эндокринологический научный центр», главный детский эндокринолог Минздрава РФ, доктор медицинских наук, член-корреспондент РАМН, профессор Валентина Петеркова.
Неужели это нанизм?
Рост – один из наиболее важных показателей здоровья ребенка. Если к концу 2–3‑го года жизни ваш сын или дочь заметно отстают от сверстников, надо показать малыша врачу. Педиатр может отмахнуться: подождите, мол, ребенок «вытянется» в пубертате… Но медлить здесь не следует, запишитесь на прием к эндокринологу. Ищите того, кто поможет вам проверить, не страдает ли ребенок карликовостью. Если эндокринолог зафиксирует рост, не достигающий нижней границы нормы, он начнет выяснять, достаточно ли у малыша гормона роста. На глазок это не определяется, поэтому приготовьтесь к обследованию.
Но вероятность такого развития событий не так уж велика. Выраженную задержку роста имеют около 3% детей. При этом дефицит гормона роста, как причины низкорослости, или, как говорят медики, нанизма, выявляется не более чем у 8,5% из них. У остальных детей наиболее часто наблюдаются конституциональные особенности развития, реже – дефицит других гормонов, тяжелые генетические или хромосомные заболевания.
В чем причина?
Многие заболевания вызывают задержку роста, поэтому понять причину низкорослости бывает непросто.
Помимо неправильной работы желез внутренней секреции, влекущей за собой гипофизарный нанизм, к отставанию в росте ведут: заболевания костей (хондродистрофия, гаргоилизм), длительное кислородное голодание, тяжелые хронические болезни печени и почек… Но в этих случаях на первый план выступают симптомы основного заболевания, что позволяет без труда установить причину задержки роста.
Бывает так называемая психологическая карликовость, она наблюдается у детей из неблагополучных семей, но после изоляции малышей от неблагоприятных условий уровень гормонов самостоятельно восстанавливается и дети начинают расти.
Часто отставание в росте является семейной особенностью. Если мама с папой не переросли полутора метров, не ждите появления на свет у них «дяди Степы». И в то же время в любой здоровой семье может родиться карлик.
Есть гены, вызывающие гипофизарную карликовость, когда нарушается синтез гормона роста. Низкорослым супругам – носителям таких генов – при соответствующей медицинской рекомендации стоит прибегнуть к экстракорпоральному оплодотворению. Тогда мамочке будет «подсажен» только здоровый эмбрион – без дефектного гена.
Как это лечится
Наиболее выраженным ростовым эффектом при карликовости обладает соматотропный гормон роста. Четверть века назад при лечении нанизма использовались только зарубежные препараты, но последние 7 лет с успехом применяются и российские гормоны, которые бюджету страны обходятся куда дешевле. Почему бюджету РФ? Потому что сегодня любой ребенок с диагнозом «гипофизарный нанизм» по закону получает бесплатно необходимый ему гормон. И, обреченный природой на 110 см, вырастает до «приличных» 175 см…
Тот вид карликовости, что регулируется гормоном роста, нужно определить у малыша как можно раньше, чтобы было время на лечение. При обращении к эндокринологу в 15 лет подходящие для роста годы могут оказаться упущенными – подобная терапия подходит лишь до прекращения физиологического процесса роста, до 20–23 лет.
В регистре карликовости России числятся 4 тысячи человек, на одного больного тратится примерно 10 тысяч долларов в год. Эндокринологи с радостью отмечают, что и отечественные и зарубежные препараты гормона роста становятся дешевле, так что медики надеются, что смогут «подрастить» не только карликов, но и просто семейно низкорослых детей. Правда, последних – только за счет личных сбережений их родителей. Но им и потребуется куда меньше лекарства для восстановления: курс лечения займет 1–2 года, по сравнению с 12‑летним применением гормона при карликовости.