Примерное время чтения: 10 минут
253

Китайские травки или древнее искусство фитотерапии

Первые знания о влиянии растений на здоровье человека появлялись исключительно благодаря неразборчивости первобытных людей в еде. В периоды острого дефицита мамонтов они готовы были поедать все, что им попадется под руку, в результате чего было сделано множество болезненных, но важных открытий. Например, что корень ревеня вызывает сильнейший понос, ножка дыни тошноту и рвоту, а кожура граната и корень имбиря эти симптомы снимают. С развитием цивилизации траволечение, стало основным методом врачевания у медиков прошлого. Одна из самых сложных и эффективных систем фитотерапии возникла в Китае, где сбор и приготовление лекарств было неразрывно связано с теориями древнекитайской философии, такими как учение, о дуалистичности всего сущего «инь и ян», пяти первоэлементах «у-син», учение о полых и плотных органах «чжан-фу», энергии «ци», а также точках и каналах по которым она протекает «цзинь ло».

Методы траволечения

Первая книга по траволечению появилась в Китае около двух тысяч лет до нашей эры во время династии Чин Хань. Она называлась Шень Нун Бен Цао Чжин. В ней впервые были описаны методы приготовления лекарств на основе трав. В качестве основного способа создания целебных снадобий фигурировал отвар (Тань Чжи), который, как считали китайцы, сохранял целебные и уменьшал ядовитые свойства растений. Наряду с этим, существовали методы приготовления лекарств: Чжу Чжи – соединение отваров разных растений и последующее их процеживание, Тиан Чжи – выпаривание, Инь Чжи – заваривание, Се – недолгое кипячение в небольшом количестве жидкости и Бу – долгое кипячение в большом количестве жидкости.

Для приготовления лекарств не использовали железную, медную или алюминиевую посуду. Обычно лекарства принимались два раза в день. Разница во времени между приемами должна была составлять 6 часов. Не менее строгие правила существовали в отношении заготовления лекарственных растений. Как правило, использовали оптимальное время года, когда содержание полезного составляющего в сырье оптимально. Для заготовления лекарственного растения (когда используется

стебель, листья, плоды и корень) сбор осуществляли во время начала цветения. Когда у растений для приготовления лекарств используются листья, то их собирали в момент максимального цветения. Если используются только цветки, то их рекомендовали срывать в начале цветения или в момент

максимального раскрытия бутона. Плоды и семена растений лучше всего заготавливать в момент их максимального созревания. Корни растений собираются в конце осени или в начале весны. Кора дерева и стебли заготавливаются в начале лета, или в конце весны. Существовали три этапа приготовления лекарственного сырья. Первый: сбор и очистка, затем промывка и измельчение и собственно приготовление.

Для приготовления сырья применяли методы: Цао фа – прожаривание, Цзю фа – сначала настаивание а затем прожаривание, Тхан фа – прожаривание с песком, Вэй фа – запекание в тесте или бумаге и Цхао фа, когда лекарственное сырье опускается в кипя-щую воду в

ткани и сразу же вытаскивается. Справедливости ради надо сказать, что некоторые травы просто высушивались, непосредственно после сбора.

Согласно китайской медицине каждая трава имеет четыре характера и пять вкусов и воздействует строго на определенный меридиан, соответствующий совершенно определенному органу в теле человека. В книге Хуанди Ней Цзин отмечено, что при синдромах, протекающих с жаром, используется холодное лекарство, и наоборот, при

синдромах холода используется жаркое лекарство.

Помимо жарких и холодных травы различают по вкусу У-Вэй (5 вкусов): острый (сшинь), сладкий (кань), кислый (суан), горький (ку), соленый (шиан). Острые используют для открытия пор и для придания движения крови, сладкие служат, как средство от ноющей боли, кислые используются для уменьшения выделений и используется при постоянной потливости, хроническом кашле, поносе, сперматорее, энурезе, слезотечении, полиурии, и обильных месячных. Горькие травы помогают при высокой температуре, запоре, одышке, удушье, тошноте и рвоте, соленые размягчают слизь и застои в крови.

 В китайской медицине различают четыре механизма действия трав: поднимающие (шен), опускающие (джян), Выводящие на поверхность (фу), затягивающие на глубину (чхен). Поднимающие лекарства используются при недержании мочи, сперматореи, выпадении ануса, матки, висцераптозе и поносе. Опускающие лекарства используются при рвоте, одышке, икоте, то есть при том, что идет вверх и его можно увидеть выходящим из

Отверстий тела. Выводящие на поверхность лекарства используются при синдромах,

когда все снаружи ушло внутрь и его надо вывести на поверхность. Например: высокая температура без пота, бред, отсутствие сыпи при кори. Заводящие вглубь используются при синдромах, когда все выводится наружу и необходимо прекратить выделение (обильная потливость, слезотечение).

Китайские врачи различали следующие методики действия целебных снадобий: Хан фа —

лечение через открывание пор, Шен вен тя бяо — лечение при помощи острых и теплых лекарств, которое используется при наружном холоде (ревматизм,

грипп, острая аллергия), Синь лянь тя бяо — лечение с помощью острых и прохладительных трав, которое применяется при наружном жаре (повышенная

температура, крапивница, грипп без потливости), Ту фа — лечение через рвоту (при переедании, когда много яда внутри, при избытке жидкости, при бронхите с вязкой мокротой), Шя фа – слабительное и мочегонное, Вэн шя — сочетание острых и теплых растений (сильные боли, холодные конечности, запор), Жун шя — сочетание прохладного и кислого (при хроническом запоре), Жу шуэй — холодный и горький (острый плеврит при повышенной температуре при диссеминированном туберкулезе, острый

асцит, острый гломерулонефрит с сильными отеками).

Правила составления рецептов

Обычно бытует мнение, что знания трав достаточно для того, чтобы лечить болезни, но это не так. Смешивать травы без учета их взаимодействия нельзя. Хотя у каждой травы есть свой характер, вкус и соответствие (подход) тому или иному меридиану, в тоже время одним лекарственным составляющим можно лечить лишь простые

и несложные (односиндромные) болезни, а для более сложных

случаев необходим сбор трав. Китайскими медиками были разработаны строжайшие правила составления таких сборов, где каждому ингридиенту была отведена своя, совершенно определенная роль.

1. Джун яо — основное составляющее, определяет действие всего

рецепта, то есть действует на основной синдром и основную причину

заболеваний. Оно обязательно включается в рецепт.

2. Чэн яо — помогает основному составляющему осуществлять свои функции. Включается в рецепт не всегда. Если функция основного лекарства сильная, то оно не включается, если же слабая — включается обязательно.

3. Цуо яо — помогает основному лекарству лечить не только основной синдром, но и второстепенные проявления болезни (например, головная боль при кашле), а также используется при жало-бах, не входящих в основной синдром (то есть имеется второстепенный синдром).

4. Шы яо — несет две функции: помогает основному лекарству воздействовать на тот или иной меридиан и гармонизирует составляющие рецепта между собой.

При составлении рецепта для конкретных синдромов учитываются также следующие правила:

1. Тань шин — используется в рецепте только одна трава, когда

симптом достаточно простой. Например дисменорея. Этот симптом быстро утраняется при помощи пустырника.

2. Шян шю — используют две травы, близкие по механизму действия для усиления их взаимодействия. Например, хвойник хвощевидный и коричник китайский используются вместе при гриппе так как оба открывают поры.

3. Шан шы — одно лекарство играет основную роль, второе — вспомогательную. Используется в том случае, когда основному лекарству необходима помощь со стороны другого, причем необязательно с таким же механизмом действия. Например, пион и солодка. В сочетании с солодкой действие пиона усиливается.

4. Шян вэй — если лекарство содержит яд, то используется противоядие для усиления действия других веществ, входящих в это лекарство. Например, пиннелия тройчатая содержит яд, а имбирь снимает яд, вследствие чего проявляется действие полезных веществ пиннелии.

5. Шян ву — одно лекарство уменьшает действие другого составляющего. Например, корень жень шеня уменьшает свое действие при одновременном приеме с семенами редьки.

6. Шян фан — не используют лекарственные составляющие, которые, проникая в организм, соединяясь, дают яд. Например, безобидная солодка в сочетании с молочаем или свининой – ядовита. При приеме мяты не употребляют съедобную черепаху, при приеме пиона кустарникового исключают чеснок, уксус не сочетаем с шалфеем, а мед нельзя смешивать с луком.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы