Примерное время чтения: 14 минут
373

Взаимодействие СМИ и НКО

Фото: Игорь Харитонов / АиФ

В пресс-центре «АиФ» состоялась пресс-конференция, посвященная взаимодействию СМИ и НКО, на тему: «Роль волонтёрского движения в жизни общества. Как президентские гранты способствуют развитию третьего сектора экономики?»

В 2017 году Фонд президентских грантов впервые назвал сотню лучших социальных проектов, созданных некоммерческими неправительственными организациями. Одним из критериев отбора проектов являлась возможность их тиражирования на территории других населённых пунктов регионов страны. Второй критерий — это достижение социальных результатов. Проекты должны были дать реальный социальный эффект, который ощутят жители той территории, на которой они реализуются. В условиях пандемии, чтобы поддержать НКО, Фонд президентских грантов дополнительно определил победителей третьего, специального конкурса 2020 года. Ими стали 900 проектов из 78 регионов России. Между некоммерческими организациями (НКО) были распределены 2 млрд рублей, выделенные из Резервного фонда президента. Лучшие проекты, демонстрирующие свою эффективность ещё с 2017 года, были представлены их создателями журналистам традиционных СМИ и блогерам на пресс-конференции в «АиФ».

Участвовали:

  • Тополева-Солдунова Елена Андреевна, председатель Комиссии ОПРФ по поддержке некоммерческого сектора и социально ориентированных НКО;
  • Кац Мария Яковлевна, клинический психолог, руководитель проекта «ТочкаБ», менеджер проектов Некоммерческого партнерства содействия развитию детей и подростков «Перекресток плюс»;
  • Иоффе Дмитрий Викторович, председатель МОО «Чистые Игры», СПб;
  • Лобачёва Евгения Викторовна, руководитель отдела рекрутинга БФ «Национальный регистр доноров костного мозга имени Васи Перевощикова»;
  • Донских Екатерина Александровна, директор БФ «АиФ.Доброе сердце».

Модератор — Наталия Андрущенко, политический обозреватель.

Формат онлайн+офлайн дал возможность региональным журналистам задать вопросы федеральным экспертам на платформе ZOOM. А московские представители СМИ и блогеры пришли в исторический Круглый зал редакции. 

В чат конференции сыпались вопросы:

  • Как COVID-19 повлиял на социальную активность НКО?
  • Можно ли выделить направления социальных проектов, которые наиболее востребованы сегодня?
  • Как скажется поддержка Фонда президентских грантов на работе социально ориентированных НКО?
  • Какова роль волонтёрского движения в жизни общества?
  • Кто и зачем становится добровольцем?
  • Как обеспечена прозрачность расходов по грантам?
  • Что необходимо предпринять, чтобы «третий сектор» вышел из информационной тени и стал привлекательным для журналистского сообщества?
  • Влияет ли на деятельность НКО информационная поддержка СМИ?

Елена Тополева-Солдунова:

Елена Тополева-Солдунова.
Елена Тополева-Солдунова. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

— То, что сделали волонтёры в период пандемии для наших граждан, трудно переоценить. Была у всех возможность убедиться, насколько развито гражданское общество. Наша комиссия в Общественной палате моментально открыла горячую линию для некоммерческих организаций, был создан специальный сайт, который назывался «Наконтроле2020», с рубрикой «Вместе НКО», где постоянно публиковалась информация, во-первых, о том, как НКО помогают в пандемию гражданам, во-вторых, с какими проблемами столкнулись сами некоммерческие организации. Некоторые даже перестроили свою деятельность. Например, НКО занималась помощью детям с ДЦП. Наступила пандемия. Деятельность моментально переформатировали: стали делать маски, разносить продукты пожилым людям, брать над ними шефство. И таких примеров множество. 

С одной стороны, к НКО стало больше обращений за помощью, с другой стороны, у них снизился объём пожертвований, сократились ресурсы. А меры поддержки касались в основном бизнеса. Нам пришлось побороться. За НКО вступились и общественные палаты регионов, и Совет Федерации, и Совет по правам человека при президенте, и ассоциации малого бизнеса. Объединив усилия, нам удалось достучаться до правительства. И был объявлен существенный пакет мер поддержки НКО. И в ответ на проблемы НКО был специально объявлен конкурс президентских грантов, выделено 3 млрд на антикризисные проекты некоммерческих организаций. Это была очень оперативная реакция президента и Фонда президентских грантов. 

А в ответ на вопрос о взаимодействии НКО и СМИ хотелось бы отметить, что в нашем «Агентстве социальной информации» было зафиксировано множество публикаций в СМИ об НКО. В них шла речь о том, какие новые проекты запустили некоммерческие организации в период этого кризиса, как быстро перешли в интернет, какие горячие линии открыли, как быстро организовались волонтёры.

Екатерина Донских:

Екатерина Донских.
Екатерина Донских. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

— Мы как фонд имеем преимущество в виде нашего учредителя: издательского дома «Аргументы и факты». У нас есть ресурс, который позволяет публиковать статьи и материалы фонда на полосах тиражного СМИ. Мы выиграли в конкурсе Фонда президентских грантов позицию, которая позволила нам вести информационную кампанию и рассказывать более масштабно о деятельности разных НКО на страницах и сайте «АиФ». 

Мы знаем, что количество людей, нуждающихся в помощи, увеличилось и в период пандемии, и после неё. Ковид никуда не ушёл, он остается. Поэтому людям необходима помощь. И это не только помощь медицинская, но и психологическая, и юридическая. Пандемия увеличила объёмы нашей работы. Традиционно в нашем фонде не было волонтёров. В период пандемии к нам начали обращаться люди с предложениями о волонтёрской деятельности, которые готовы оказывать помощь в самых разных направлениях жизнедеятельности. Очень важно было верицифировать их навыки, понимать, что это за люди, как они могут коммуницировать с благополучателями. И, конечно, нам очень важна поддержка Фонда президентских грантов, так как обращений за помощью стало больше.

СМИ всё больше и больше находят интересные стороны для взаимодействия с НКО, которые учатся рассказывать о своей работе. И ещё важный момент — взаимодействие НКО и НКО. Крупные НКО имеют развитые соцсети, которые уже можно приравнять к средствам массовой информации, где и публикуют много интересных материалов. Очень важен обмен информацией между фондами. Такое взаимодействие у нас было с Национальным регистром доноров костного мозга.

Наталия Андрущенко:

Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

— Уважаемые коллеги! Сегодня мы пригласили гостей с самыми успешными кейсами, тех, кто выиграл конкурс Фонда президентских грантов. С 2017 года Национальный регистр доноров костного мозга им. Васи Перевощикова приступил к активной работе по просвещению населения в этой области знаний и принял участие в конкурсе Фонда президентских грантов. Проект активно развивается, и последний грант составил 70 млн рублей.

Евгения Лобачёва:

Евгения Лобачёва.
Евгения Лобачёва. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

— Мы сами не ожидали. Мы, как и все, попали в такую ситуацию во время пандемии, когда стало трудно работать. Обычная моя работа состоит в том, что мы с сотрудниками едем по всей стране и ищем людей, готовых стать донорами костного мозга. И тут начинается ковид: нам нельзя проводить массовые мероприятия, нам нельзя проводить донорские акции, мы, как и все, уходим в онлайн. Читаем лекции для студентов вузов, для представителей разных предприятий. Это была такая деятельность от безысходности. Во время пандемии поток доноров костного мозга упал в три раза. А другая часть сотрудников «Русфонда» переключилась на помощь врачам. Они занимались тем, что обрабатывали заявки из региональных больниц: искали маски, костюмы. Потому что был момент, когда не было средств защиты, не было ничего. 

И тут мы подаём документы на внеочередной конкурс Фонда президентских грантов. Просим денег на реагенты для типирования крови, потому что это самая большая статья наших расходов. И это самый затратный проект «Русфонда». Мы туда вложили уже практически 1 млрд рублей, и это капля в море. Мы получили грант на 70 млн от Фонда президентских грантов. По этому гранту мы обязаны до конца августа следующего года рекрутировать 10 тысяч доноров костного мозга. Найти их, протипировать, внести в базу регистра. По гранту также предполагается софинансирование «Русфонда», которое составит 122 млн рублей. И в итоге результат нашей работы должен составить 20 тысяч добровольцев со всей страны. Это такой вызов для нас, челлендж . Не знаю, как, но мы это сделаем.

Сейчас у нас идёт дискуссия с Минздравом. Готовится закон, который будет запрещать НКО заниматься привлечением доноров костного мозга. Мы же доказываем, что мы можем сделать это лучше, дешевле и быстрее, чем государство. Грант от Фонда президентских грантов создал ситуацию, когда президент санкционирует нашу деятельность, а Минздрав блокирует. Посмотрим, что в итоге будет.

Тема донорства костного мозга очень непростая для СМИ. Но, когда начали появляться материалы, доноров костного мозга стало гораздо больше. И это уже перестаёт быть экзотикой. 

Дмитрий Иоффе:

Дмитрий Иоффе.
Дмитрий Иоффе. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

— Наш проект «Чистые игры» тоже получил президентский грант. «Чистые игры» — это соревнования по очистке территории от мусора. Волонтёрская уборка мусора приобрела форму соревнований, где люди выигрывают призы. Наша затея начала масштабироваться и превращаться во всероссийский турнир и даже в международный. 19 сентября мы проводим турнир России. В нём участвуют порядка 50-60 городов. И в этот же день мы проводим турнир по очистке Балтийского моря, в котором участвуют 7 стран: Россия, Белоруссия, Дания, Польша, Литва, Латвия, Эстония. 

По условиям президентского гранта мы должны провести два таких турнира: в этом году и в следующем. Обучать людей, находить и проводить такие соревнования по очистке территории от мусора.

«Чистые игры», хоть и проходят на свежем воздухе, — это массовые мероприятия. И во время ковида они тут же стали запрещены. Наши весенние активности все накрылись. Мы стали придумывать новые активности. Например, конкурс борцов с мусором. Когда один человек мог выйти, очистить территорию, сделать фото до и после, разместить в соцсетях. Вопросов было много: он ли это собрал, его ли это фото или из интернета скачал? Выстраивался рейтинг с различными номинациями. Опыт оказался очень интересный и полезный в дальнейшей истории соревновательного экологического волонтёрства. Когда ограничения стали сниматься, стало можно в некоторых регионах проводить массовые мероприятия на свежем воздухе. 

По взаимодействию со СМИ сейчас практически рай для НКО по сравнению с тем, что было несколько лет назад. Конечно, нужно ещё учиться. Мы написали, например, 10 инфоповодов, СМИ заметили один, значит, нужно бить в эту точку.

В чём заслуга Фонда президентских грантов, кроме того, что он их выдаёт? Он делает рейтинг по отчётности, показателям и собирает публичные базы НКО, где каждый может увидеть, как они отработали грант. И составляется рейтинг, где прямо указано: сколько получили, что обещали и как отработали. Таким образом, естественным путем формируется репутация НКО. А Фонд президентских грантов — это самое главное место в стране, где собрано максимальное количество НКО.

Мария Кац:

Мария Кац.
Мария Кац. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

— Два года подряд финансировался Фондом президентских грантов проект «Ты не один». Мы работаем с подростками с депрессией, диагностированной психиатром. Масштабы небольшие, потому что существуют этические моменты. Часто приходят подростки сами, но мы без родителей их не принимаем, потому что без родительской включённости ничего не работает.

Если говорить о просвещении и СМИ, то здесь всё неоднозначно. Происходит большой разрыв между тем, что происходит в интернете, и тем, что могут написать газеты и журналы. Например, подростки чувствуют, что с ними что-то не так. Начинают искать в интернете симптомы депрессии, находят и диагностируют у себя депрессию. Приводят родителя в наш проект, и психиатр подтверждает диагноз, который поставил себе подросток. При этом, когда мы пытаемся напечатать статью в СМИ, появляются какие-то кричащие заголовки. Мы пять раз правим материал, и всё равно он выходит с чем-нибудь таким, что нам кажется неэтичным или слишком обобщающим и неполезным для наших клиентов. 

Есть еще проблема. Мы не можем писать о своих клиентах. Это неэтично и мешает иногда процессу. Можно сказать, что сейчас мы в слепой зоне для СМИ. Сейчас лучше, чем в прежние годы. 

Мы не можем собирать деньги на своих клиентов, так как не можем выкладывать ни фотографии, ни истории своих клиентов.

Я думаю, что СМИ нам могут помочь и помогают. Нам важно, чтобы журналисты нас слушали и воспроизводили корректно. Журналисты делают текст более понятным читателю и вызывают эмпатию. А корректные тексты не вызывают эмпатию. Потому что много страшных вещей мы видим. 

У нас есть платная помощь. Но если она происходит по какому-то проекту, то она бесплатная.

Наталия Андрущенко:

— Замечательный проект «Малыми делами богата Россия». Потому что все мы живём и работаем для того, чтобы люди в стране жили лучше и Россия процветала!

Запись прямой трансляции

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах