С 1 сентября 2022 годы российские школы ждут нововведения. Самые главные — еженедельная церемония поднятия государственного флага России, исполнение гимна и новый предмет «Разговор о важном». Основными темами нового предмета станут патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология. Как подготовить ребёнка к нововведениям? Эту тему в Пресс-центре «АиФ» обсудили авторитетные эксперты.
Участвовали:
• Борис Чернышов, депутат, заместитель Председателя Государственной Думы;
• Ирина Дережова, психолог, преподаватель, директор «Академии лидерства и самореализации», действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги;
• Дмитрий Галихин, оперный певец, лауреат международных конкурсов, президент Фонда им.П.И.Чайковского, первый исполнитель песни «Наташка-первоклашка».
• Инга Яппарова, председатель Центра добровольческой деятельности при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве, член экспертных советов по предпринимательству и культуре Молодежного Парламента при Государственной Думе ФС РФ.
• Ольга Леткова, председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ России;
Кто же такой патриот? Толковый словарь Д.Н. Ушакова даёт такое определение: «Человек, преданный своему народу, любящий своё Отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины». Известно, что идеи патриотизма в истории России занимают одно из ключевых мест. Воспитание гражданственности, формирование потребности любви к своей стране, знание её истории — играют исключительную роль в обеспечении национальной безопасности. Комплекс позитивных качеств у подрастающего поколения должен быть сформирован обществом, в том числе, школой. Как привить любовь к Отчизне, её культуре, традициям, истории?
Борис Чернышов уверен, что вопрос не только во флаге и гимне: «Я в ближайшее время в Государственной думе инициирую программу — каждому школьнику в Кремль. Чтобы хотя бы один раз за обучение каждый ребёнок из любой школы нашей огромной державы мог приехать в столицу, посетить Кремль, увидеть Алмазный фонд, зайти в соборы, где присутствует сам дух нашей страны, воплощённый в этом месте силы — замечательном памятнике. Это будет совершенно другой формат. Ребята должны понять, что российское государство — это не чиновники, а именно наша история и символы — та мощь, которая принадлежит всем гражданам страны. Это будет правильно», — считает депутат. И продолжил, сказав, что, на самом деле, первый раз в путешествии по стране ребёнок влюбляется в Россию, в эти огромные территории, невероятные горы, моря, реки, леса, города и в людей — в которых невозможно не влюбиться. «Нужно просто рассказывать обо всём том добром и хорошем, что есть в нашей стране. А этого у нас, поверьте, не мало», — заключил эксперт.
Ирина Дережова отметила, что в целом родители довольны тем, что теперь дети будут чаще видеть российский флаг и петь национальный гимн. «Сами слова гимна — Отечество, слава, гордость, мечта, сила, верность, братство народов, союз вековой, мудрость народная — понятия, которые каждая мама, каждый папа ребенка, может душой прочувствовать и рассказать, что они значат для него лично и для всей семьи», — заметила она. При этом психолог выразила мнение, что патриотизм предполагает не желание умереть за Родину, а желание быть сильным, любящим, разносторонне развитым во имя истины, созидания и Родины. «Вот такой патриотизм и такие формы послужат развитию всесторонней личности», — считает Дережова. «На государственном уровне сделан шаг, теперь необходимо наполнить это масштабным сущностным содержанием. Чтобы воспитать нравственность, духовность, необходимы методики и программы с правильным содержательным направлением. Что такое нравственность? Нравственность — это умение любить, это целостность человека. У нас в ближайшие годы может нарастать духовный кризис. Если мы не будем противодействовать, то кризис будет нарастать и углубляться. Мы должны этому противостоять и воспитывать в сознании детей цельность. Кризис двойственности, лицемерия — это то, что сведёт на нет все хорошие порывы и усилия. Верно сегодня говорили, можно самые лучшие программы и самые лучшие события свести к формальности. Дальше. Что такое нравственность? Это честность и умение дружить. Мы пишем новую программу „Вместе весело шагать“, она про умение дружить. Нужные знания, на самом деле. Потому что если ребёнок-подросток или молодой человек научится правильно дружить, это во многом повлияет и на политические процессы», — считает эксперт.
Инга Яппарова указала, что на новом уроке «Разговор о важном», который вводится в школе с нового учебного года, будут говорить, в том числе, и об экологии. Эксперт рассказала, что в рамках работы в волонтерских организациях ей удалось запустить большой блок занятий по экологии. «Для нас очень важно, чтобы люди не просто занимались экологией, а было внутреннее вовлечение», — отметила Яппарова. По ее словам, такой индивидуальный подход, привлекающий к участию каждого, практикуется в возглавляемых ей организациях. «Любовь к Родине, к семье, к природе можно привить детям только путём личного примера, поэтому все программы должны быть коллективными, семейными, школьными. Я думаю, что всегда только через личный пример, через разговор и понимание, можно донести идею до людей, которые тебя окружают», — считает общественный деятель. И продолжила: «Сегодня, когда мы говорим о том, что теория должна соответствовать практике, только так будет вовлечение, — свою программу начали верстать на межведомственном взаимодействии четырёх разных направлений. Это культура, образование, спорт и военные ведомства. У нас заключены соглашения с Росгвардией, с Олимпийским комитетом с профильными министерствами — это те партнёры, которые готовы сегодня в рамках классных уроков приходить к нашим ребятам лично. После этого идет методический материал с четкой разработкой. Нам очень важно поддержать учителей реальными практиками, которые мы можем организовать. Все наши коллеги, военные ведомства, олимпийские чемпионы готовы лично проводить практические мероприятия. У нас сегодня много ресурсов, чтобы в русле коллаборации сделать ту программу, которая будет практически применима», — уверена спикер.
Рассуждая о том, как избежать формализма в патриотическом воспитании Ольга Леткова подчеркнула, что очень важно не лгать детям. «Детская душа очень чувствительна ко всякой неправде. Важно говорить о том, что у нас есть проблемы. У каждого государства есть задачи и проблемы на каждом этапе, их просто надо решать. В этом и состоит жизнь, и именно детям это решать, их будущее — будущее нашей страны», — сказала она. Председатель родительских комитетов выразила надежду, что патриотическое воспитание не сведется к ходьбе под барабаны, водружению флага и исполнению гимна, но это будут реальные дела, которые помогут детям социализироваться, почувствовать свою ответственность и наполнит их жизнь реальными хорошими добрыми делами. Она также отметила, что важно дать ребятам правильную историческую основу. «Сейчас столько лжи: якобы Россия никогда не воевала во Второй мировой войне, ее выиграли США. Нам необходимо нашим детям сказать правду, сами они не разберутся», — посетовала Леткова. И добавила, что предмет «Разговоры о важном» — крайне значим. Это фактически классный час: «Велика личность учителя. Насколько искренне и талантливо он подойдёт к этому. Нужны методические указания, снабжение учителей серьезными архивными материалами, той основой, на которой можно аргументировано и доказательно рассказать ребятам правду о стране, её истории», — заключила общественный деятель.
Певец Дмитрий Галихин уверен, что музыкальная составляющая играет значительную роль в становлении ребенка как патриота. «Наш фонд имени Чайковского, разработал концепцию патриотического воспитания, основанную на музыке. Звук способен лечить, способен убивать и способен возносить нас к нереальным высотам. Как полюбить Родину? Есть инструкция, написанная поэтом Матусовским на музыку Баснера. Это песня „С чего начинается Родина“. И знаете, что самое удивительное? Одна из ключевых фраз песни: „с той песни, что пела нам мать“. А что сейчас поют молодые мамы? Ничего не поют», — сокрушается исполнитель. По его мнению, гимн на линейке — это правильная музыка, составленная в определённой тональности, с такими нотами, которые правильно воздействуют на человека. «Хорошая история — уроки музыки в школе. Почему мы говорим с вами о гимне на линейке? Потому что это правильная музыка, составленная грамотно в определённой правильной тональности, с определенными нотами, которые воздействуют на определённую ситуацию. Ты погружаешься в вибрации правильной музыки. Вопрос патриотизма как раз зиждется на здоровом восприятии. Когда ребёнку хорошо, то вокруг и цветы цветут замечательные, и я иду в школу за знаниями, потому что мне нужно защитить эти цветы, мою маму, моих сестёр, с кем мне так хорошо. А когда меня давит музыкальная грязь, это жутко и подобное отношение к жизни не возникает. На полноценное развитие человека общества хорошая музыка влияет положительно. Вот ещё что очень важно, в том числе и детская песня может быть такой, и песня, и классическая музыка. Очень многие песни Шаинского переведены на японский и китайский языки. В этих странах все воспринимают „Пусть бегут неуклюже“ как свою, национальную японскую или китайскую песню», — рассказал эксперт.
Сегодня Россия сталкивается с многочисленными вызовами, попытками переписывания истории, принижением роли в мировой истории, подменой традиционных ценностей, характерных для русской культуры. Однако есть способ, который поможет защитить общество перед лицом этих угроз. Это — развитие национального самосознания у подрастающего поколения, где необходимо сотрудничество школы, семьи, педагогов и самих детей. Очевидно, что одна из важнейших задач современного образования на сегодняшний день — воспитание патриота, — не может быть решена без уважительного отношения молодого поколения к прошлому и настоящему своей страны, без глубоких знаний о подвигах дедов и прадедов при защите Отчизны. В наше время патриотизм выступает как мобилизационный ресурс развития личности, общества и государства.