Примерное время чтения: 14 минут
596

«Ученые, вдохновляйте!» В «АиФ» обсудили «Неделю науки» в России

Фото: Эдуард Кудрявицкий / АиФ

8 февраля традиционно отмечается День российской науки. Дата выбрана не случайно — в этот день по указу Петра I в 1724 году была образована Российская академия наук, ведущий научный центр страны. Всю неделю учебные и научные учреждения по всей стране проводили на своих площадках культурные мероприятия, призванные рассказать о российской науке и популяризировать ее. В Круглом зале «АиФ» собрались авторитетные эксперты и молодые ученые, чтобы подвести итог «научной» недели и рассказать о своем пути в науку. 

В паблик-токе приняли участие:

  • Александр Каширин, заместитель председателя научно-технического совета Госкорпорации Ростех, 
  • Сергей Мерц, представитель Министерства науки и высшего образования, кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории физики высоких энергий Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ), 
  • Глеб Фёдоров, главный продюсер автономной некоммерческой организации «Национальные приоритеты», 
  • Александр Осадчиев, доктор физико-математических наук, лауреат премии Президента РФ для молодых ученых в области науки и инноваций за 2022 год, ведущий научный сотрудник Института океанологии им. П. П. Ширшова, 
  • Егор Копытов, ученик школы № 93 Перми, участник мультимедийного проекта «АиФ-Пермь» «Изобретая будущее» о детях-изобретателях, которые искренне хотят изменить мир к лучшему, исправить несправедливость, облегчить жизнь людей своими техническими решениями. Егор собрал питьевой фонтан, чтобы спасти своего кота от мочекаменной болезни,
  • Иван Таскаев, ученик МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска», автор проекта медицинского генератора холодной плазмы. 

На встречу также приехали ребята из детско-юношеского объединения «Сила — в знании!» 

— Теме научного потенциала страны «АиФ» уделяет самое пристальное внимание на протяжении всех 45-лет своего существования. Сегодня на мероприятии акцент на молодежь, поэтому говорим о том, как заинтересовать школьников и студентов изобретать, мыслить, творить и двигать науку вперед. О том, почему это точно не скучно и почему стратегически важно для любого государства. Тем более, что мы видим — престиж научной и исследовательской деятельности в стране растет, а молодежь стремится не только в IT-технологии: заметен всплеск интереса к традиционным наукам, биологии, медицине, физике. Это подтверждают и результаты общественного мнения, проведенного ВЦИОМ, — отметила бренд-директор издательского дома «Аргументы и Факты» Елена Мулланурова, открывая дискуссию. — По данным опроса, 70% россиян интересуют новые достижения в науке и технике, а интерес к ним в 2023 году вырос на 10 подпунктов в сравнении с 2021 годом и достиг уровня 2007 года. При этом каждый второй житель страны (48%) считает, что современная мировая наука находится на подъеме и совершаются такие открытия, которые влияют на развитие общества. При этом мнения россиян о темпах развития российской науки в сравнении с мировой разделились — почти 40% наших соотечественников радеют за отечественный научный потенциал, тогда как за мировой прогресс выступают 51%.

По словам Елены Муллануровой, «АиФ» вносит значительный вклад в популяризацию науки. Так мультимедийный проект редакции «Наука — время молодых» в 2022 году был признан лучшим в своей номинации в первой Национальной премии интернет-контента

В рамках проекта, например, молодой ученый Рамиль Хусаинов рассказывал о том, какие задачи выполняют шагающие роботы-собаки, и наступят ли времена, когда человеку не найдется места в мире машин, а старший преподаватель Сколковского института науки и технологий Екатерина Храмеева объясняла про карту работы генов в мозге у человека и других приматов с разрешением в одну клетку и то, насколько это важно для понимания эволюции человека. 

Паблик-ток, посвященный итогам Недели науки в России, открыл еще один давний знакомый и герой проекта редакции «АиФ» океанолог Александр Осадчиев. Он накануне получил премию президента России для молодых ученых в области науки и инноваций за 2022 год. Именно в этом году он принимал участие в проекте АиФ «Наука — время молодых», сразу стал кумиром молодежи благодаря трендовым дредам, а от журналистов получил прозвище «Аватар» в честь героев одноименного фильма. 

35-летний доктор физико-математических наук рассказал, что в науку его привело любопытство и желание узнавать новое. «Любопытство можно удовлетворять по-разному, наука — лишь один из способов удовлетворять его в профессиональном плане. Я работаю в Институте океанологии 13 лет, и мне до сих пор интересно заниматься исследованием одного и того же процесса — это целый мир, в котором можно сделать много нового», — отметил он. 

Океанолог Александр Осадчиев.
Океанолог Александр Осадчиев. Фото: АиФ/ Ирина Амэ

По словам Александра Осадчиева, в школе его вдохновляла красота математики, но поступив в университет на мехмат, он понял, что математика «тяжелая, тягучая, зубодробительная наука», поэтому после успешного окончания университета, он решил найти что-нибудь прикладное, быть ближе к земле и иметь возможность путешествовать. «И вот я буквально с улицы пришел в океанологию, через форму на сайте написал в институт, можно ли к вам прийти поработать. На удивление мне ответили, я пришел и там остался», — завершил он свой биографический рассказ.

Рассуждая о развитии отношений с учеными из других стран на фоне специальной военной операции, Осадчиев отметил, что многое зависит именно от личности человека. «Были люди, которые разорвали с нами отношения, резко дистанцировались. Были люди, которые, наоборот, стремились сохранить связи, мы общаемся, продолжаем научную работу. У меня недавно в результате нашей коллаборации вышла научная статья с немцами», — прокомментировал ситуацию ученый. 

О втором участнике паблик-тока пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на вручении ему премии «За верность науке» сказал: «у нас раньше был только один Михаил Ковальчук, который мог доступным русским языком объяснить, как работает ядерный реактор, а теперь у нас появился человек, который может объяснить то же самое, да еще и про коллайдер, доступным русским языком». Сергей Мерц, участник проекта по разработке коллайдера NICA в подмосковной Дубне, известен не только как ученый, но и как популяризатор науки, и ведет активную просветительскую деятельность.

Сергей Мерц.
Сергей Мерц. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

«Говорят, лень — двигатель прогресса. В моем случае это была скука, я пришел к популяризации науки от скуки. Я сидел на лекциях и понимал, что тема интересная, очень важная, я хочу в ней разобраться. Но в сравнении с другими учеными, со своими коллегами, я считаю, что далеко не семи пядей во лбу, у меня недостаточно интеллекта сходу все схватить, а вот если бы это подали чуть интереснее, с искоркой, мне было бы легче. Тогда я понял: давайте я и буду тем, кто сделает по-другому», — поделился Сергей Мерц. 

Позже, когда физику предложили читать лекции студентам, он применил свою задумку на практике. «Когда я делал лекцию про наш коллайдер, про проект NICA, я решил: пусть лучше над моей лекцией смеются, чем спят. Я хочу, чтобы люди понимали, улавливали хотя бы крупицу знаний, потом эта песчинка в раковине станет жемчугом. У детей какая-то забавная мысль, высказанная на лекции, может остаться в голове, зацепиться, и потом этот человек пойдет в науку», — считает он.

37-летний ученый рассказал, что в школе хотел стать программистом. Сергей учился в деревенской школе рядом с Архангельском, в школе компьютеров не было, а курс информатики был, поэтому компьютерные программы ученики писали в тетради, а учитель информатики указывал им на ошибки. «Мне почему-то это казалось здорово. Я думал: а вот если был бы настоящий компьютер, это было бы вообще! И хотел стать программистом», — вспоминает Мерц. Потом был физфак СПбГУ, здесь молодой исследователь сохранил верность себе и выбрал кафедру вычислительной физики, учеба на которой предполагает решение физических задач с помощью компьютерных программ. На старших курсах талантливый студент искал, где применить полученные знания вычислительных методов и написания программ, и вышел на наукоград в Дубне. «Мы стали взаимодействовать, и теперь я сам стал этой Дубной, которая взаимодействует с другими», — заключил он рассказ о себе. 

Глеб Федоров, представлявший на встрече АНО «Национальные приоритеты», рассказал, что организация является оператором десятилетия науки в России, подробнее об инициативах и проводимых мероприятиях «Нацприоритетов» можно узнать на специализированном сайте Наука.рф.

Глеб Федоров.
Глеб Федоров. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Первые результаты работы, по его словам, видны уже сегодня: так, свежее исследование ВЦИОМ показало, что за прошедшие два из десяти лет науки интереса к ней вырос сразу на 10%. «Мы ставим задачу не самим популяризировать науку, а помогать всем, кто в этом задействован. Десятилетие науки — это огромное количество возможностей, прежде всего, для школьников и студентов, сделать этот первый шаг, потрогать науку, прикоснуться к ней», — считает Федоров. — Например, одна из инициатив, которая нравится всем и сразу, — это научная детская площадка. В планах у нас сделать так, чтобы прям во дворах, на территории школ можно было с наукой соприкоснуться прямо во время игры. На конгрессе молодых ученых в декабре мы представили первый рабочий прототип: на такой площадке можно будет выработать электричество, поиграть с акустикой, а для родителей, которые «зависнут» с детьми, там будут QR-коды, чтобы можно было почитать, пока дети играют. 

Александр Каширин рассказал собравшимся о деятельности Госкорпорации Ростех. «Сейчас в Ростехе одобрена концепция опережающего инновационного развития и технологического превосходства. Мы реализуем ряд пилотных проектов по разработке, производству и выводу на рынок продуктов и технологий, превосходящих мировые разработки. Система реализуется через четыре механизма. Это формирование облика новых товаров, система управления уникальными технологическими компетенциями, ТРИЗ-обучение и ТРИЗ-практика — теория решения изобретательских задач, которую мы считаем уникальной компетенцией по решению сложных задач. И четвертый, особенно важный механизм — это создание системы управления научными запросами. Сейчас 90% информации обновляется каждые два года. Спустя время та задача, которую нам надо решить, может быть решена совершенно другим способом, потому что появились новые технологии. И мы ориентируем наших специалистов, чтобы они именно на это обращали внимание», — заметил заместитель председателя научно-технического совета Госкорпорации Ростех. 

Александр Каширин.
Александр Каширин. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Школьник из Перми Егор Копытов приветствовал участников онлайн из родного города. В 2022 году юный изобретатель представил питьевой фонтанчик для животных на Международной выставке на острове Бали и получил награду за свой прибор. Поилку Егор придумал для своего кота Тихона, который страдал мочекаменной болезнью, она состоит из аквариума, водяного насоса с фильтром и трубками, присосок для крепления провода и умеет освежать, насыщать кислородом и очищать воду с помощью фильтра. Кот болезнь победил, а Егор решил посвятить себя науке. «Я хочу посвятить себя науке, потому что благодаря науке можно самому развиваться и развивать свою страну», — заявил он.

Егор Копытов.
Егор Копытов. Фото: АиФ/ Татьяна Титова

К паблик-току присоединился Иван Таскаев, который учится в челябинском лицее № 97 и в 2021 году занял 1-е место в категории «Современная медицина и электронное здравоохранение» на региональном этапе VIII Всероссийской конференции «Юные техники и изобретатели». Школьник выступал на конкурсе с проектом «Медицинский генератор холодной плазмы». 

Иван Таскаев.
Иван Таскаев. Фото: Наталья Фуникова

«Наука — наше будущее. Просто невозможно представить современный мир без науки. Например, информационные технологии, мы без них сейчас ничего сделать не сможем. Наука стала особенно перспективным направлением после 2022 года — года больших вызовов, когда все сферы нашей жизни перешли на импортозамещение, и мы избавляемся от зависимости от иностранных технологий. Сейчас экономика и государство с достоинством перешли на свои отечественные технологии», — выразил свое отношение к происходящему челябинский школьник. Говоря о своей научной деятельности, он рассказал, что с седьмого класса занимался генератором плазмы, а сейчас разрабатывает собственную модель инвертора для плазменной сварки.

В завершение паблик-тока участники перечислили три основных качества, которые, по их мнению, должны быть присущи учёному. Александр Осадчиев назвал любопытство, целеустремленность и усидчивость. С ним согласен и Сергей Мерц, который отметил любопытство, целеустремленность и умение доводить проект до конца. А Иван Таскаев уверен, что личностные качества для ученого не важны вовсе. «Каждый может стать ученым и добиться успеха в науке. Главное — подходить к ней с интересом. А интерес нужно развивать еще со школы», — убежден школьник. 

Глеб Федоров призвал ученых уделять хотя бы один день в неделю, чтобы рассказывать истории о своей работе окружающим. «Без вас зажечь интерес последователя, школьника, студента довольно сложно. Если вы ученый, не держите свои знания в себе, вдохновляйте!» — заключил он.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах