Примерное время чтения: 8 минут
380

Безопасность в Южно-Китайском море

Дмитрий Мосяков.
Дмитрий Мосяков. / Фото: Валерий Христофоров / АиФ

15 сентября в 13.00 в «АиФ» состоялась пресс-конференция заведующего Центром Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН, заведующего кафедрой истории и регионоведения МосГУ, доктора исторических наук, профессора Дмитрия Мосякова.

Тема: «Юго-Восточная Азия — новая угроза глобальной безопасности. Суровая реальность Мьянмы».

Напомним, что 18 сентября в Москве начнет работу 3-я Международная конференция «Безопасность и сотрудничество в Южно-Китайском море: эволюция военно-политических интересов заинтересованных сторон». Авторитетные эксперты из разных стран будут обсуждать военно-политические подходы к конфликту в регионе, роль внешних сил, политику военной модернизации Трампа, милитаризацию территории в контексте «Большой игры», взаимоотношения стран АСЕАН с Китаем, а также искать общий знаменатель по проблеме ЮКМ.

Накануне мероприятия Дмитрий Мосяков провёл встречу с журналистами в «АиФ». 

Приводим текст выступления.

Выступление на пресс-конференции Д.В. Мосякова

Сегодня ситуация в Южно-Китайском море самым существенным образом отличается от той, с которой мы имели дело во время работы первой и второй международных конференций, которые состоялись в Москве в 2013 и 2015 годах. Дело в том, что за последние годы произошло несколько важных событий, которые привели к тому, что качественно изменилась вся архитектура существующего конфликта. 

Первое такое событие, влияние которого ощущается ныне и, как представляется, будет только усиливаться в будущем, это решения Постоянной палаты третейского суда в Гааге. Как известно этот суд, принявший свои решения в прошлом году, не признал за Китаем юридического права на 80% акватории Южно-Китайского моря, отверг идею исторического права и постановил, что единственным путем юридического урегулирования конфликта может быть только путь на основе современного международного права. Хотя Китай и некоторые другие страны и в том числе Россия не признали решения этого суда, посчитав их не вполне объективными, юридические обоснования и основные принципы сформулированные им, также как и известная конвенция по морскому праву 1982 г. остаются единственным основанным на международном праве фундаментом для урегулирования конфликта. 

Уже понятно, что если и пойдет процесс мирного урегулирования, то он не будет основан на историческом праве, а только на современном международном праве, что сразу же заметно упростит процесс урегулирования конфликта.

Не менее, а может быть и более важным событием, самым существенным образом изменившим характер конфликта, явилось фактическое превращение США в полноценного его участника. Это произошло не сразу, я еще прекрасно помню, как на встречах с асеановскими лидерами американские представители указывали им на то, что они сами должны искать компромисса с Китаем. Сегодня в рамках политики возвращения США в Азию все изменилось. Американцы самым активным образом вмешались в конфликт, их корабли бороздят объявленные Китаем закрытые для других судов зоны в районе спорных островов, подвергая мир опасности прямого столкновения с китайскими войсками. Развернувшееся американо-китайское противостояние в ЮКМ превратило вялотекущий конфликт государств-соседей, который долгое время мало кого интересовал в мире, в противостояние современных сверхдержав. Причем, что интересно, события развивались как будто были списаны с учебника конфликтологии, когда конфликт зарождается на основе мало кому понятных мелких противоречий, а потом, если его не купировать, начинает развиваться, получает собственную логику, и, в конце концов, втягивает в себя все новые страны и народы. Конфликт в ЮКМ прошел уровень двусторонних споров и столкновений между Китаем и Вьетнамом за мало кому известные безводные острова, затем перешел к стадии регионального конфликта, в который втянулись Китай и страны АСЕАН в первую очередь Вьетнам, Малайзия, Филиппины, Бруней, а позже и Индонезия. Произошло это после того как в 2009 г. КНР объявила чуть ли не 80% Южно-Китайского моря своей территорией, полностью проигнорировав интересы своих соседей.

Сегодня, с втягиванием в него США, конфликт превратился в глобальный, угрожающий миру и безопасности не только в ЮКМ и не только в Азии, но и всему миру. Дело в том, что любое военное столкновение китайских и американских сил, может вызвать большую войну между ведущими мировыми державами. Угроза такого развития событий происходит регулярно, так как раз за разом либо американский самолет пролетит под прицелом китайских ПВО в объявленном КНР запретном районе или эсминец США пройдет под дулами китайских пушек в зоне насыпных островов, которая также объявлена Китаем запретной. Любой несанкционированный и случайный выстрел может кардинально изменить ситуацию. Причем положение сфере безопасности только ухудшается особенно после того как было объявлено, что с 18 февраля 2017 г. в Южно-Китайском море (ЮКМ) началось патрулирование группы американских военных кораблей, которую возглавил авианосец Карл Винсон. Поставленная тогда задача постоянного присутствия американского флота в ЮКМ стала лишь прелюдией другого еще более опасного для мира и стабильности в регионе решения о том, что заходы американских кораблей в зоны, которые Китай объявил для них запретными, будут происходить на регулярной основе. Это означает, что весь регион ЮВА буквально обречен на постоянную нервозность и нестабильность, ожидание конфликта, как это уже бывало не раз. В качестве примера можно привести события, произошедшие 2 июля 2017 г., когда американский военный корабль «Стетхем» намеренно и демонстративно зашел в воды спорных территорий Южно-Китайского моря (ЮКМ), провоцируя китайскую береговую артиллерию на сокрушительный ответ. 

Подобное развитие событий поводов для оптимизма относительно возможности урегулирования конфликта не дает. Но если несколько оттолкнуться от всех этих хорошо известных и очень опасных событий и попытаться понять, а что собственно меняется в новой ситуации, когда конфликт в ЮКМ приобрел все черты конфликта глобального. Понятно, что это ведет к совершенно иному освещению в мировой прессе, совершенно иной роли и месту в обсуждении на крупнейших международных форумах и особенно в ООН.

Но смысл глобальности в отношении конфликта в ЮКМ состоит не только в масштабе освещения, более важным является то, что переход к глобальному уровню коренным образом меняет всю политическую архитектуру в ситуации сложившейся в Южно-Китайском море. Действительно в новых условиях и конфликт Китая и Вьетнама, и конфликт стран АСЕАН с Китаем как бы отходят на второй план, они естественно никуда не исчезают, но уступают место глобальному противоборству. В связи с этим естественно меняются и основные мотивации и так сказать реперные точки, определяющие характер конфликта. Ведь если в условиях конфликта с Вьетнамом действия Пекина без сомнений носили агрессивный и экспансионистский характер, что также можно отнести и к отношениям Пекина со странами АСЕАН, то в новой ситуации эти же действия получают несколько иное измерение — могут рассматриваться как формирование оборонительной линии безопасности КНР против угрозы со стороны США. Новое качество конфликта неизбежно порождает и новые обоснования старых явлений и вот уже строительство насыпных островов можно рассматривать не как жест явно недружественный по отношению к своим соседям, а как попытка создать альтернативу американским авианосцам, превратив насыпные острова в неприступные крепости, способные контролировать значительные морские акватории. Как мы видим в новой реальности старый конфликт теряет казалось бы незыблемые ранее оценки и ориентиры. 

Как известно, Институт востоковедения РАН уже длительное время внимательно следит и анализирует эволюцию этого опасного конфликта и в связи с такими изменениями его руководство и приняло решение провести в Москве Третью конференцию по Южно-Китайскому морю. Опыт проведения двух предыдущих конференций в 2013 и в 2015 гг. показал, что мнение международных экспертов (а в предстоящей конференции примут участие ведущие ученые из России, Бельгии, Франции, Мексики, Австралии, Индии и Сингапура) имеет большое значение для поиска путей урегулирования ситуации в ЮКМ. На прошедших ранее конференциях выдвигались предложения сформулировать новые правила поведения сторон в ЮКМ, последовательно проводить деэскалацию этого конфликта, использовать исключительно мирные средства для его разрешения. Все эти предложения получили широкий отклик и были использованы на практике странами-участницами конфликта. 

На предстоящей конференции также будет рассматриваться наиболее актуальный сегодня комплекс проблем, связанных с возможностью мирного урегулирования конфликта: анализ американской и китайской политики и причины их растущих противоречий через призму действий и заявлений президента Трампа, политико-правовые последствия решений международного трибунала в Гааге, российско-вьетнамские отношения и фактор Китая, причины милитаризации региона и варианты прекращения этого процесса, а также целый ряд других вопросов. 

Такой широкий круг актуальных проблем, которые будут рассматриваться на открывающемся международном научном форуме, вселяет надежду на то, что предложения, которые будут на нем высказаны, окажутся полезными и будут использованы в практической политике в достижении мира и стабильности в регионе. Хочется подчеркнуть, что проведение научной конференции по Южно-Китайскому морю ни в коем случае не является вмешательством в этот конфликт со стороны, а смысл ее — оказать посильную помощь в виде совета или рекомендации в деле его регулирования.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах