Почти половина россиян проявляет интерес к контенту о людях с ментальными или физическими особенностями. Такие данные представила генеральный директор Wanta Group Мария Щербаль в ходе дискуссии «Уроки стойкости: разговор с теми, кто знает о преодолении всё» на форуме «Открыто для всех».
Согласно исследованию компании, 46 % опрошенных считают тему инвалидности и особенностей развития близкой и значимой в контексте кино и сериалов. Для сравнения: на первом месте по интересу остаётся тема алкогольной и наркотической зависимости — ее отметили 50 % респондентов. Исследование проводилось среди аудитории старше 18 лет, регулярно посещающей кинотеатры в городах миллионниках.
«Когда мы спросили, какой сторителлинг и какие месседжи зрители выносят из такого контента, мнения разделились. Около половины аудитории — 43 % — воспринимает такие истории как вдохновляющие, связанные с силой воли, духа, стойкостью и мотивирующими примерами. 16 % считают, что суть контента — показать, что люди с особенностями ничем не отличаются от нас, имеют те же права и с ними можно говорить на равных. Вторая половина склонна воспринимать такой контент через призму сострадания», — отметила директор Wanta Group.

Просмотр контента о людях с ограниченными возможностями приводит к положительным изменениям в обществе, продолжила эксперт. Многие начинают активнее интересоваться социальными темами, смотреть другой контент или читать статьи в интернете. «Третьим этапом, пусть и менее массовым, стало участие в благотворительных проектах: 5 % готовы подписываться на благотворительные фонды и мотивационных спикеров, 3 % готовы помогать фондам. Это цифры в целом по социально значимым темам. А конкретно по тематике людей с особенностями развития, как ментального, так и физического, показатель гораздо выше по стране — 9 %. или почти каждый 10-й. И мы уверены, что цифры будут дальше только расти», — отметила Щербаль.

Вместе с тем, по словам учредителя, президента Благотворительного фонда «Онкологика» Мирославы Сергеенко, хоть за последние 10 лет уровень освещенности и осведомленности аудитории о различных, в том числе тяжелых, заболеваниях значительно вырос, положительная повестка в медиа не всегда вызывает больший интерес. «Напротив, в топе внимания — более агрессивные темы, связанные с инвалидами и нарушением их прав, особенно когда речь идет о детях-инвалидах и проблемах их защиты в обществе. Эти темы вызывают тревогу и остаются далекими от героизации», — отметила Сергеенко. Общество, по ее словам, в этом плане разделено: одна его часть готова потреблять контент, который рассказывает о преодолении трудностей и мотивирующих историях, тогда как другая часть остается закрытой и по-прежнему боится затрагивать стигматизированные темы.

Аналогичной точки зрения придерживается медиаэксперт, бренд-директор издательского дома «Аргументы и факты» Елена Мулланурова. «Мы видим, как кардинально изменилась риторика в медиа вокруг инклюзии за последние 5-6 лет. Культура коммуникации — ключевой тренд. В публичное поле все больше выходит мотивирующих историй, познавательных, просветительских. „Несломленные. Сильные духом. Преодоление вопреки обстоятельствам....“ — подобный нарратив стал заметнее в медиаконтенте о людях с ограниченными возможностями здоровья. Это видно и в разрезе деятельности благотворительных организаций, которым СМИ помогают собирать средства на лечение подопечных фондов. Это видно и по репортажам и интервью героев СВО, историям их реабилитации. Но все же нашему обществу еще далеко до момента, когда инклюзия перестанет возводиться как в ранг героизма, так и обитать на полюсе жалости, стигматизации, отвержения, недоверия, страха и агрессии. Жизнь может быть полна различными обстоятельствами: когда каждый из нас перестанет разделять людей на здоровых и инвалидов, понимая, что в любой момент здоровый человек может лишиться этого дара и именно поэтому следует ратовать за инклюзию как норму, тогда и только тогда можно говорить о гуманизации общества», — отметила Мулланурова. — «В России проживают свыше 11 млн взрослых с инвалидностью, среди нашей аудитории немало таких семей. Поэтому наибольший интерес вызывают публикации, касающиеся льгот, выплат, разъяснений законов, аналитика, поддержка. Их около 40%. Но в топе внимания, как правило, еще и статьи про преодоление, трудности, зверства, издевательство и агрессию над такой уязвимой категорией людей. И куда меньше все еще мотивирующих историй, духоподъемных. Однако мы уже несколько лет подряд проводим вместе с благотворительным фондом „АиФ. Доброе сердце“ и Фондом президентских грантов образовательную программу „Формула успеха“, где медиаэксперты обучают лидеров НКО со всей страны, как сделать так, чтобы добрые и полезные, мотивирующие и светлые информационные поводы, в том числе об инклюзии, попадали в СМИ. Поэтому совершенно точно запрос и общества, и НКО, и государства на этот позитивный тренд есть».

Схожие выводы следуют из исследования Brand Analytics, основанного на анализе обсуждений инклюзии в социальных сетях. По данным компании, в публичных дискуссиях доминирует нарратив «жертвы и бремени» — он присутствует в 65 % сообщений. Как сообщил директор по стратегическим коммуникациям Brand Analytics, Василий Черный, около 25 % приходится на нарратив «героя и борца», который, несмотря на положительную окраску, также формирует ожидание, что человеку с инвалидностью необходимо постоянно доказывать свою ценность через достижения. Лишь порядка 10 % обсуждений строятся в логике «равного», где инклюзия воспринимается как норма. Кроме того, исследование выявило существенный разрыв между декларируемыми государственными программами и практической реализацией инклюзивной среды. Критике чаще всего подвергаются образовательная инфраструктура и городская среда, где недоступность решений и случаи буллинга формируют у общества скепсис и усталость от темы. Позитивно воспринимаются в основном культурные, спортивные и фестивальные форматы, число которых постепенно растет.

Один из главных выводов исследования Brand Analytics — общество пока еще находится на ранней стадии формирования инклюзивной культуры. Преобладают патерналистские установки, жалость доминирует над уважением, инклюзия воспринимается как формальное требование, а не как ценность. Однако есть и позитивные тенденции: рост осознанности, гражданская активность, критика формального подхода.
В продолжение темы основатель благотворительного фонда «Дополнительное время» Олеся Серегина рассказала, что одна из главных задач, с которыми она сталкивается в своей работе, — это сложность рассказывать о спортсменах. «Их много, но большинство остаются незаметными. Работать над личным брендом, пока ты в спорте, крайне тяжело, ведь спортсмены находятся в жёстком графике. Как только карьера заканчивается, многие оказываются в ситуации, когда в спорте они чего-то добились или нет, но в жизни их никто не знает — приходится начинать почти с нуля», — пояснила Серегина. Её фонд работает над этим с помощью титульного проекта «Это всё ещё я», который посвящён ветеранам спорта. При этом тяжелые истории ветеранов воспринимаются сложнее, многие люди берегут себя от сильных переживаний. «Мы же через яркость и вдохновляющую личность показываем, что спорт возможен в любом возрасте», — отметила Серегина.

Эксперты сходятся во мнении, что переход к устойчивой инклюзивной модели невозможен без развития культуры языка, повышения психологической грамотности и практических шагов по созданию доступной среды.