Примерное время чтения: 12 минут
1567

Формирование тарифа в теплоэнергетике

 Из чего складываются тарифы в теплоснабжении?

Во вторник, 20 мая, в 12:00 в пресс-центре «АиФ» состоялся круглый стол, посвящённый теме тарифов в теплоснабжении.

Мероприятие было проведено в партнёрстве с Торгово-промышленная палатой Московской области и общественной организацией «Деловая Россия».

В круглом столе приняли участие ведущие представители отрасли, которые обозначили самые острые, на их взгляд, проблемы, связанные с тарифообразованием в сфере теплоснабжения.

 В мероприятии участвовали:

Демин Андрей Юрьевич, директор по развитию ООО «ЖКХ Девелопмент»;

Дудкин Сергей Анатольевич, заместитель председателя Комитета по ценам и тарифам Правительства МО;

- Файрушина Марина Анатольевна, первый заместитель исполнительного директора НП «ЖКХ Развитие»;

- Кузнецов Михаил Варфоломеевич, генеральный директор ООО «Сибирская генерирующая компания»;

- Остроушко Павел Викторович, начальник управления по работе с социальными потребителями ООО «Газпром межрегионгаз»;

- Прокофьев Владилен Юрьевич, заместитель директора направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города»;

Прохорова Юлия Александровна, начальник юридического отдела «Наро-Фоминской тепло-энерго компании»;

- Сметанин Владимир Юрьевич, председатель Совета директоров Наро-Фоминской тепло-энерго компании;

- Шелков Владимир Витальевич, генеральный директор ОАО «Квадра»;

- Широков Андрей Вячеславович, председатель Комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ торгово-промышленной палаты. 

 Владимир Шелков, генеральный директор ОАО «Квадра»:

- Неплатежи в тепле на конец прошлого года по тепловой энергии в России составили более 180 млрд. Масштаб бедствий большой. Из них просроченной – 110 млрд. Это системная большая проблема. В целом неплатежи за коммунальные услуги по стране составляют   более 1,5 триллиона рублей. Это касается и неплатежей и за электрическую энергию, и за газ, и за тепло. Причина задолженностей может крыться в том, что в денежные потоки от потребителей к ресурсо-снабжающим организациям в качестве посредников включены управляющие компании.

Как правило, все коммунальные платежи проходят через управляющие компании. Москва здесь исключение, где за электроэнергию получают сами ресурсо-снабжающие компании и в большей части за газ. Но в целом по стране цепочка именно такая. Население, управляющая компания, дальше часто стоит МУП, и последняя в этой цепочке  – ресурсо-снабжающая организация.

Проблема в том, что в системе взаиморасчетов заложена возможность неплатежей. Есть иллюзия, что население не платит. Там, где наша компания  вышла на прямые расчеты с населением   платежи составляют 97-98%. Иногда 99%. При этом уровень оплаты не зависит от уровня доходов населения Иногда 99%. Даже в депрессивных с экономической точки зрения регионах оплата составляет 98,5%. – продолжил он. - У нас есть один пример, где в городе высокий уровень безработности, но оплата за коммуналку очень высокая. Мы стараемся переходить на прямые расчеты с конечными потребителями. Это касается и бюджетников, и населения, чтобы деньги, которые причитаются нам, не застревали у посредников, - я имею в виду управляющие компании и МУПы.

С 2014 года введён институт единой теплоснабжающей организации в части городов и части муниципальных образований, что позволило исключить из цепочки платежей МУПы.

 

Мы получаем возможность заключать договора напрямую как минимум с управляющими компаниями. Но наша задача  - дотянуться до конечного потребителя, до населения, исключив управляющие компании из цепочки неплатежей.

Павел Остроушко, начальник управления по работе с социальными потребителями ООО «Газпром межрегионгаз»:

- Теплоэнергетические компании имеют сегодня громадную задолженность перед ресурсо-снабжающими организациями. К сожалению, тенденции по улучшению платежей нет. По поручению Председателя Правительства Российской Федерации, к 1 июня «Газпром» должен выдать некое заключение, связанное с тарифообразованием. Скажу по своей практике, большая часть проблем, возникающая у должников, это нехватка тарифа.

В тариф закладываются налоги, заработная плата, затраты на ресурсы, но в то же время в производственной деятельности предприятий есть еще много других, - в том числе  - непредвиденных, - затрат, которые не учитываются. Возникает проблема: предприятие функционировать должно, оно обязано производить капитальный ремонт, устранять ЧП, но денежных средств на данные расходы не заложено. Что остается делать?! Брать кредит? Руководители понимают, что кредит нужно будет так же отдавать из каких-то средств, которые, опять же, не заложены.

В качестве решения проблемы компании все чаще выбирают второй путь, а именно – неуплату услуг ресурсо-снабжающим организациям. Судебная процедура имеет свой срок. Пока она будет проходить, может пройти 4-6 месяцев, и за это время ситуация может обрести новый поворот. Не платить ресурсо-снабжающим организациям – это штраф, как последствие, но не уголовная статься. А если руководитель фирмы не уплатит налоги или не выплатит зарплату, его ждёт именно уголовное наказание. Ситуация в РФ в большинстве субъектов именно такая.

У тепло-энергетических компаний          сейчас существует сложность поиска инвесторов, так как они понимаются сейчас как убыточные. Есть еще одна проблема: мы должны поощрять предприятия по развитию в рамках программы энергосбережения, усовершенствования технологий, но если предприятию не хватает средств на текущую деятельность, то что говорить про модернизацию? 

Андрей Широков, председатель Комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ торгово-промышленной палаты:

- Тариф должен быть специфичен для разных регионов. Рассматривают его государственные органы власти, значит, никакой скрытости, закрытости, неясности быть не должно. Государство имеет право в данном случае при запросе информации по соответствующему тарифу поднимать все, вплоть до сметы и цеха. Все что надо, поднимаем, все смотрим и говорим: «Такой тариф или не такой; экономически обоснованный или не обоснованный». А государство в виде федерального, региональных и местных органов власти, точнее - их бюджетов должны создавать систему помощи малоимущим домохозяйствам. Это - единственная формула, которая должна существовать в рыночной экономике. Все остальное - это придумки, это поиски, каким образом в ЖКХ внести инвестиционную составляющую.

Первый заместитель исполнительного директора НП «ЖКХ Развитие» Марина Файрушина:

Наличие «перекрестного субсидирования» в газе и электроэнергии искусственно приводит к завышению тарифов на тепловую энергию и создает неблагоприятный климат для развития отрасли. Но, в конечном итоге, за все эти перекосы платит потребитель.

Закон о теплоснабжении принят еще в 2010 году, но подзаконные акты сильно запаздывают, а невыполнение  обязанностей по утверждению схем теплоснабжения препятствует притоку инвестиций в теплоэнергетику.  Крупные поставщики «за» введение метода «альтернативной котельной» при расчете тарифов. А чтобы его внедрить, нужно определить единые теплоснабжающие организации, которые определяются в соответствии со схемами теплоснабжения, а последние в большинстве случаев отсутствуют.       

Сергей Дудкин, заместитель председателя Комитета по ценам и тарифам Правительства МО:

- В позиции крупных производителей теплоэнергии есть противоречие: они жалуются на то, что сейчас тарифы экономически необоснованны и ратуют за введение метода их расчетов по «альтернативной котельной». Но, как они сами заметили, более чем в 60% случаев сейчас тарифы выше «альтернативной котельной». Теплоэнергетики также признают, что у их есть резервы для экономии своих расходов, но они не проводят такие мероприятия потому, что в них не заинтересованы... 
Эффективная отрасль возможна в случае, когда менеджмент теплоснабжающих организаций, органы местного самоуправления и госорганы идут к одной цели - надежному, качественному и доступному теплоснабжению потребителей.      
 

 

 ВСЕ ФОТО мероприятия Вы можете просмотреть ЗДЕСЬ. Фотограф: Алексей Смирнов / АиФ.

 

 

АУДИОЗАПИСЬ пресс-конференции  Вы можете прослушать по этой ссылке

 

  

Пресс-центр «АиФ» - Ваш партнёр по организации мероприятий любых форматов на площадках Москвы:

Пресс-конференции и круглые столы,
презентации, семинары, бизнес-форумы и корпоративы,
аренда залов столицы,
в том числе - по Вашим личным поводам.

Узнать условия или отправить онлайн-заявку: +7 (495) 252 02 90, +7 (926) 211-45-17
pressC@aif.ru, www.aif.ru/pc.

 

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
  • Аккредитация
Отправить

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах