И тогда самые сильные становятся героями - теми, кто готов повести за собой армию. Такими, как Игорь Стрелков, лидер Сопротивления Донбасса.
Для многих сегодня он олицетворяет русского офицера новой формации; человека, для которого «доблесть» и «честь» - не пустые слова. «Украинская война» - уже пятая по счёту, а до этого Приднестровье, Босния, первая и вторая «чеченские кампании». О Стрелкове мы расспросили его боевого товарища Александра Н., который не раз пересекался с ним во время военных операций. Он согласился рассказать нам о своём друге на условиях анонимности: гриф «секретно» ещё не снят со многих документов.
Воевал умно
- Игорь и сейчас-то не выглядит как боец спецназа, а в молодости был щуплым, ему и водки сперва наливать не хотели, - вспоминает Александр Н.
Со Стрелковым - тогда ещё Гиркиным - они пересеклись в Приднестровье летом 1992 г. Союз развалился, Приднестровская Республика кровью отстаивала свою независимость, кастрюля гражданской войны тихо булькала. Многим тогда было тяжело смотреть, как вырезали братьев-славян. Многим было тяжело, а вот поехали единицы. И среди них был совсем молодой студент 5-го курса Московского историко-архивного института Игорь.
Никакого специального военного образования или навыков у него не было. Так, обыкновенный мальчишка, выросший на фильмах о войне. Но, к удивлению окружения, его «зелёность», неопытность вскоре прошли. На войне взрослеют быстро. Но скоро он уже ходил в разведку с бородачами-атаманцами Черноморского казачьего войска, обеспечивая приднестровских гвардейцев точными данными о постоянно меняющемся расположении противника. В разведке одной отваги мало, здесь необходимо быстро оценивать ситуацию, анализировать, просчитывать. Игорь на лету хватал те знания, которыми делились обстрелянные бойцы.
- Он старался чётко выполнить приказ и сделать даже больше необходимого, - говорит Александр. - Уже первые задания доказали всем, что это настоящий воин, осторожный и внимательный. Он воевал умно, без видимых эмоций, но зато очень результативно.
Самодельный танк
Бронетехника российской 14-й армии в июне - июле практически не участвовала в военных действиях, поскольку армейское начальство настаивало на соблюдении нейтралитета. А вот молдавские опоновцы использовали «броню» очень активно. Разжиться БТРом для приднестровцев было мечтой - заветной и трудновыполнимой. Помог Игорь. Хорошо знакомый с военной историей, он предложил обшить стальными листами обычный бульдозер. Примерно так делали свои первые танки в Третьем рейхе, да и многие другие страны прошли через этот этап танкостроения. Идея Стрелкова блестяще оправдалась: бульдозер смог перевернуть молдавскую бронемашину. Экипаж в панике бежал, а добровольцы - опять же с помощью бульдозера - легко поставили «броник» обратно на колёса. Так в распоряжении казаков-черноморцев оказался собственный БТР-70.
Теракт, которого не случилось
После этого неброского москвича стали замечать и прислушиваться.
- Даже сейчас не могу сообщить вам всех подробностей, - продолжает Александр Н. - Но во многом благодаря помощи Игоря удалось перехватить группу диверсантов, пытавшихся взорвать плотину Дубоссарской ГЭС. В результате артиллерийского обстрела с молдавской стороны прочность этой бетонной преграды заметно снизилась, и она с трудом удерживала полмиллиарда тонн воды, накопившейся в водохранилище. Даже не слишком мощного подрыва, совершённого в нужном месте, хватило бы, чтобы вся эта масса воды ринулась вниз по Днестру, сметая посёлки, мосты и людей.
На перехват выдвинулись казаки, в рядах которых тогда воевал Стрелков. Диверсанты - четверо молдаван и румынский инструктор - были схвачены на подходе к плотине. Их взрывчатка и запалы пополнили арсенал приднестровцев... Уже в то время стало заметно, что Игорь всё больше внимания уделяет планированию, детальной подготовке своих будущих действий, сбору разведывательной информации. Он по-прежнему оставался рядовым бойцом, да никто и не пустил бы в те времена московского студента командовать опытными добровольцами. Но со временем эта привычка до мелочей вникать в оперативную ситуацию сделала Стрелкова профессионалом своего дела. Теперь эти навыки позволяют ему руководить войсками Донецкой республики. Однако закладывалась они именно там, на берегах Днестра, в 1992 г.