Беженцев из Украины приняли практически все регионы России. ещё год назад никто из них и представить не мог, что их родной дом разрушат бомбы и снаряды, а они будут спасать свои жизни и жизни детей в соседней стране... кто они для нас? братский народ, попавший в трудную жизненную ситуацию и попросивший помощи и заботы? или те, кто отнимает у нас работу, места в детсадах?
Новые граждане
Украинским детям в «Астраханских зорях» раздолье. Они бегают по всей территории и играют пластмассовыми автоматами в войнушку. «Фашист! Я тебя убил!» - кричит сорванец с перевязанной якобы раной на голове. «Сам ты фашист, это я тебя убил!» - отвечает из-за дерева другой. А взрослые даже не удивляются: «Жила в Краматорске рядом с детсадом, - вспоминает одна из беженок, - ночью в здании взорвалась бомба. Значит, собирались убивать детей...»
Сотни астраханцев в мгновение ока собрали для бежавших от войны всё необходимое - одежду, обувь, средства гигиены, помогли с учебниками и канцтоварами в школу. То же самое говорят те, кто нашёл приют в Иркутске, Северной Осетии, Магадане...
«Когда их рассказы услышал, в глаза им посмотрел, спросил себя: если не я, то кто? - говорит Дмитрий Юшковский, владелец турбазы «Чайка» в г. Цимлянске Ростовской обл., приютивший 210 человек. - Моим первым постояльцам кто-то рассказал: мол, в «Чайке» вам помогут. Так и началось». Он отменил бронь для клиентов и стал заселять беженцев семьями. Вместе с Дмитрием ухаживает за гостями и его жена Юлия. Младшая дочь Прасковья играет с маленькими постояльцами.
- У нас питаются не только те, кто в «Чайке» живёт, но и беженцы, которые живут в других местах Цимлянска. Со всего города на обед к нам приходят. А вы представьте, сколько продуктов надо, сколько времени, сколько денег. Местные жители, конечно, помогают. Кто-то сладости ребятне принесёт, кто-то огурцы с огорода, - радуется Дмитрий.
160 человек из «Чайки» уже разъехались, 70 украинцев забрали в Мурманск - там нашлась для них работа. «Большую семью отправили в Благовещенск, - рассказывает «АиФ» Владимир Берхин, президент благотворительного фонда «Предание». - Там есть люди, готовые принять и дать кров».
Но случаются и казусы, переходящие в скандалы.
Мне должны...
В августе беженцы, размещённые в Архангельске, написали письмо прямо в Кремль: «Все... дают нам понять, что мы здесь никому не нужны!!! Грозятся выселить 15 сентября 2014 г. Не предоставляются учебные учреждения детям... Детского питания, медикаментов, средств личной гигиены и т. д. практически нет», - взывали к В. Путину постояльцы реабилитационного центра «Родник». Комиссии они жаловались на питание: мол, рыба и пюре каждый вечер... Директор центра чуть не плакал. Это ведь медучреждение, питание там должно быть диетическим, а заказать говядину или что-то иное им не позволяет статус... В ответ на жалобы беженцев в Интернете появилось письмо пресс-секретаря МЧС по Архангельской области Дмитрия Чистякова. Он советовал им искать работу, не мусорить, не дебоширить. И был уволен со службы! В защиту Дмитрия встала общественность: мол, прав чиновник, нахлебники эти беженцы... Было собрано несколько тысяч подписей, и пресс-секретаря восстановили в должности.
Эта история - следствие неинформированности и беженцев, и простых людей о том, как Россия помогает украинцам. К примеру, жители области ворчали, что каждому беженцу выдают 800 руб. на руки каждый день. Это немыслимые по местным меркам деньги! «800 руб. в день на человека идёт в качестве компенсации региону за содержание одного переселенца, - прокомментировал ситуацию «АиФ» Д. Чистяков. - Это и проживание, и питание, и все соцуслуги, медобеспечение и многое другое».
Почему они не работают? Вакансии, которые им предлагают, не позволяют кормить семью и снимать жильё. Непростая ситуация складывалась и в Хабаровском крае. Там пока не до конца расселили пострадавших от прошлогоднего наводнения - и вот новая беда. И если своим обещано жильё, то беженцам податься некуда.
- Украинцы жалуются, что в ФМС неразбериха, их футболят в каждом кабинете, - рассказывает Владимир Свинаренко, волонтёр организации «Братская помощь». - Возьмём процесс получения статуса беженца. Необходимо пройти медкомиссию, сдать анализы, а это стоит денег, которых у бежавших от войны нет. А без этого статус не получить, на работу не устроиться.
Впрочем, есть места, где люди из Украины - спасение:
- У нас их сейчас 211, - говорит Дмитрий Жихарев, и. о. заместителя главы Ипатовского района Ставропольского края, - они заполнили рабочие места, деревни ожили, школы наполнились детьми. Поскольку финансирование сейчас подушевое, каждый новый ребёнок - это прибавка школе и учителю!
Мнение эксперта: не нахлебники!
Юлия Флоринская, ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС:
- В регионах не всегда готовы к приёму беженцев: детсадов, жилья, работы не хватает для своих, а тут ещё «эти» - и идёт отторжение. Но эта ситуация - целиком на совести местных властей! В большинстве регионов беженцев не более полутора тысяч человек. И всё уже трещит по швам! И ведь со своими может случиться всё что угодно - наводнение, пожар, и что тогда? Если бы местная власть работала: расселяла людей из ветхого жилья, наращивала рабочие места, строила детсады, то даже 10 тыс. беженцев её бы не испугали. Как в Белгородской обл. или Краснодарском крае.
Но в большинстве регионов местная власть привыкла, что их главная работа - писать доклады «наверх» о том, что всё хорошо. А недовольство жителей выплёскивается на несчастных беженцев...