Примерное время чтения: 4 минуты
791

Что такое IPO?

Что такое IPO?
Ответ редакции

Компания называется публичной, когда её акции свободно обращаются на фондовом рынке и доступны для приобретения неограниченному кругу лиц. Для того чтобы компания стала публичной, нужно разместить её акции для продажи на биржевых площадках — провести первичное размещение, или IPO. Главные цели IPO — это привлечение долгосрочных финансовых ресурсов и повышение ликвидности акционерного капитала.

Для чего необходимо IPO?

В первую очередь, IPO даёт возможность получить дополнительный капитал за счёт передачи части прав на компанию сторонним людям или компаниям, готовым приобрести её акции. Полученные в результате средства компания может использовать для приобретения других компаний, для уменьшения долговой нагрузки, для финансирования оборотного капитала, для модернизации и приобретения производственных мощностей, а также для финансирования долгосрочных проектов.

Кроме привлечения дополнительного капитала, IPO — это ещё и способ защиты от поглощения со стороны конкурентов или более крупных компаний. Поглотить компанию, вышедшую на IPO, будет и сложнее, и дороже. В России проведение IPO служит также определённой защитой от противоправных действий со стороны чиновников и рейдеров.

Благодаря IPO компания обретает рыночную капитализацию, т. е. объективную оценку стоимости компании, а также повышает ликвидность акционерного капитала. С одной стороны, это даёт возможность акционерам компании проще продать все или часть своих акций, а с другой — облегчает доступ компании к финансовым ресурсам, поскольку банки охотнее выдают кредиты под залог акций, котирующихся на бирже. IPO позволяет увеличить собственный капитал компании за счёт продажи акций компании. Акции при этом могут являться средством платежа, что позволяет компаниям использовать их в качестве залога для получения долгового финансирования, а также вместо денежных средств — для покупки других игроков рынка.

Как проходит IPO?

Предварительный этап — оценка финансовой деятельности компании и нахождение наиболее слабых мест, способных отпугнуть потенциальных инвесторов, а также работа над имиджем компании и активная публикация материалов в СМИ. 

Подготовка — Компания подбирает юристов, инвестиционные банки и консультантов, с чьей помощью составляются все необходимые для IPO документы, в т. ч. инвестиционный меморандум (цена за акцию, общее количество акций, которые намерена выпустить компания, информация о будущих дивидендах, перспективы вложения  денежных средств), выбирается торговая площадка для размещения акций. Затем следует рекламный этап, в ходе которого представители компании посещают несколько стран или городов, где находятся наиболее крупные и заинтересованные инвесторы.

Размещение — сбор заявок на покупку акций со стороны инвесторов, удовлетворение этих заявок. После этого акции начинают обращаться на бирже.

Завершающий этап — проводится окончательная оценка, насколько успешно проведено размещение (динамика цен, объём торгов).

Где проходит IPO?

Компания может осуществить IPO либо в России (на биржах ММВБ, РТС, СПВБ), либо за рубежом (чаще всего это LSE, NYSE, NASDAQ). При проведении IPO в России затраты компании окажутся на порядок ниже, чем при размещении за границей, но при этом компания может ощутить дефицит инвесторов, способных потратить большие средства на покупку акций.

Преимущества и недостатки IPO

Положительные стороны проведения IPO: получение доступа к фондовому рынку для привлечения долгосрочного капитала, обретение компанией рыночной стоимости и повышение её капитализации, обеспечение повышенной ликвидности акций компании, повышение кредитного рейтинга и престижа компании.

К недостаткам  IPO можно отнести временные потери, требования к размеру компании, затраты на проведение IPO и обязательное раскрытие информации о компании. Большинство средних и мелких компаний не могут провести  IPO на крупных зарубежных площадках.

Сколько стоит IPO?

IPO является одним из самых дорогих способов привлечения финансирования. Планируя выход на IPO, необходимо учесть затраты на услуги финансового консультанта, биржи, регистратора, андеррайтера, юристов, аудиторов, на маркетинговую и информационную поддержку IPO. Как правило, около 5 % от вырученных денег от реализации акций уходит организатору размещения.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах