С кого требовать компенсацию, если вы поскользнулись в магазине или кафе?
Покрытые льдом ступеньки на крыльце салона красоты, неудобная лестница в фитнес-клубе, слишком скользкий пол в кафе — всё это так или иначе встречается в нашей жизни, а иногда приводит к переломам, растяжениям и другим серьёзным травмам. Кто должен ответить за нанесённый вред здоровью, АиФ.ru рассказал юрист сервиса Правовед.RU Эдуард Мирасов.
Кто виноват
Потребитель имеет полное право требовать возмещения ущерба и компенсации морального вреда в случае получения травмы, например перелома или сотрясения головного мозга, на территории коммерческой организации. При этом возникает вопрос, к кому именно он должен предъявлять данные требования. Часто собственник бизнеса использует для своей деятельности арендуемые помещения, и поэтому необходимо разобраться, кто именно в итоге будет возмещать ущерб — собственник помещений или арендатор.
При этом ответственность за жизнь и здоровье потребителя распространяется не только на помещение, где расположен магазин или ресторан, но и на прилегающую к данному заведению территорию, которая относится к данной организации, например лестница при входе или парковка. Таким образом, к примеру, не убранная вовремя ледяная «корочка» возле входа может быть прямой причиной падения посетителя, в результате чего он может получить травму, порой очень серьёзную.
Как правило, при различных происшествиях коммерческая организация всячески пытается уйти от ответственности, ссылаясь на то, что в произошедшем виноват сам потребитель. Но законодатель, а также Верховный Суд РФ встал в этом вопросе на сторону потребителя. Согласно разъяснениям, изложенным в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», установленная ст. 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Проще говоря, именно коммерческая организация обязана доказать свою невиновность в произошедшем, а не потребитель доказывать, что виновата коммерческая организация. Это намного упрощает положение потребителя, в случае если дело дойдёт до суда.
Доказательства
Главное потребителю в случае получения травмы — немедленно обратиться в медицинское учреждение, чтобы зафиксировать полученную травму, обязательно указав, где она была получена. При возможности, если травма серьёзная, можно вызвать скорую помощь на место, чтобы изначально было зафиксировано, что в момент получения травмы вы находились в помещение организации, а не где-то рядом.
В случае получения травмы в коммерческой организации рекомендую обратиться с жалобой в Роспотребнадзор на то, что в помещении не соблюдаются требования безопасности, вследствие чего вы получили травму. Существует большая вероятность, что в результате проверки в коммерческой организации будут выявлены нарушения, как правило, просто невозможно соблюсти все требования безопасности, и выявленные факты будут в вашу пользу в случае судебного разбирательства.
Если организация после обращения потребителя откажется в досудебном порядке компенсировать все расходы, то необходимо обращаться в суд. В данном случае в суд можно обращаться по месту жительства потребителя.
Возмещение вреда
В случае если дойдёт до суда, потребитель может требовать полного возмещения расходов, связанных с лечением (оплата медицинских услуг, приобретение лекарств). Согласно ст. 1085 Гражданского кодекса РФ, можно требовать компенсации утраченного заработка в полном объёме, если потребитель из-за травмы не смог заниматься трудовой деятельностью. В соответствии со ст. 15 закона «О защите прав потребителя», можно требовать компенсации морального вреда. Если в ходе судебного разбирательства проводились судебные экспертизы или потребитель для защиты своих прав пользовался юридическими услугами, то данные расходы суд, по требованию потребителя, возложит на организацию как на проигравшую сторону. В соответствии с п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 пункта 6 статьи 13 закона «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных законом «О защите прав потребителей», которые не были удовлетворены в добровольном порядке исполнителем, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф в размере 50 % от суммы, присуждённой судом в пользу потребителя, независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
Поэтому в случае получения травмы в магазине, клубе, спортзале потребителю необходимо помнить, что в произошедшем, возможно, не только его вина, но и вина организации, а значит, организация обязана возместить ущерб.